Первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Алена Аршинова вдруг призвала обвешать все школы видеокамерами. У экспертов сразу возник вопрос: зачем? Судя по отдельным репликам автора идеи, речь идет о том, чтобы устранить нарушения дисциплины на уроках, помочь учителю поддерживать порядок в классе. Только кто бы объяснил, как с помощью видеослежки — уж будем называть вещи своими именами — можно исправить поведение ребят?
Есть вопрос и более острый. Депутат Аршинова узнала, что в пунктах сдачи ЕГЭ используют искусственный интеллект (ИИ), фиксируя даже физическое положение тела выпускника в пространстве, чтобы выявить, не списывает ли. Вот этот самый ИИ якобы и обнаруживает злоупотребления. «Эврика! Нашла!» — вспыхнула мысль у первого зампреда Комитета ГД по просвещению (!).
Мол, дисциплину в школах надо отдать под контроль ИИ. И там все сразу станет идеально! Увы, мечтать не вредно, но зачем доводить мечты до абсурда, который сразу разглядели и педагоги, и большинство возмущенных родителей?
«Авторам подобных идей надо начинать с личного примера, — предложил руководитель городского родительского комитета Санкт-Петербурга, школьный учитель информатики Михаил Богданов. — Пусть, в частности, поставят камеры у себя в доме, кабинетах, туалетах и везде, где депутат проводит свое время. А после этого попросят ИИ проанализировать свою жизнь на предмет выявления признаков осмысленности и адекватности. Если адекватность депутата будет ИИ выявлена — подтверждать депутатские полномочия. Причем ежедневно».
По сути дела, наши депутаты, с одной стороны, проявляют почти открытое неуважение к миллионам школьников, собираясь подглядывать за ними чуть ли не в туалете, а с другой — впадают в абсолютную ярость, когда их снимают скрытой камерой в неприглядной ситуации. По-вашему, дети и подростки не имеют права на личную жизнь? А как же правовое государство?..
Известный специалист по искусственному интеллекту, член президентского Совета по правам человека Игорь Ашманов утверждает, что внедрение ИИ в образование — это его уничтожение. То есть ИИ нельзя и близко подпускать к школе. А тут предлагается, чтобы он оценивал столь сложные материи, как поведение школьников, и участвовал в процессе воспитания. В качестве надзирателя?
Лаврентий Павлов.