в

Во избежание дефицита бензина власти взялись за экспортный рычаг

Над многострадальным рынком моторного топлива навис очередной дамоклов меч — в виде предельно жесткой формы административного регулирования цен. Правительство готовится внести бензин в перечень товаров, экспорт которых может быть временно ограничен. Это позволит властям в любой момент ввести сезонное эмбарго на поставки автомобильного горючего в дальнее зарубежье. По словам опрошенных «МК» экспертов, запрет подорвет рентабельность НПЗ и как любая директивная, внерыночная мера даст лишь краткосрочный эффект.

Во избежание дефицита бензина власти взялись за экспортный рычаг

Согласно тексту протокола недавнего совещания у вице-премьера Александра Новака, бензин решено включить в число товаров, которые «существенно важны для внутреннего рынка и в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта». Этот стратегический список был установлен правительством в декабре 2007 года, когда в России быстро дорожали базовые продовольственные товары — хлеб, крупы, молочная продукция, растительное масло.

Теперь дело дошло и до бензина. Между тем еще 21 апреля Новак заявил, что эмбарго пока вводить не планируется: «Мера нужная в периоды, когда могут быть проблемы с балансом, не в течение года, а когда весенне-полевые работы, осенне-полевые работы, растет спрос и когда заводы на ремонт становятся».

В марте розничные цены на бензин АИ-92 и АИ-95 увеличились в среднем на 1,1% по сравнению с февралем, а в годовом выражении — на 5,2%, подсчитал Росстат. А Минэнерго, в свою очередь, сообщило, что справедливая цена марки АИ-92 без государственного демпферного механизма составляет 50,08 рубля за литр. А без демпфера (призванного защищать рынок от скачков цен), соответственно, 44,89 рубля. С 1 мая, напомним, индикативная цена бензина в формуле демпфера будет снижена с 4 тысяч рублей за тонну по сравнению с действующей ставкой. Как сказано в совместном заявлении Минфина и Минэнерго, это позволит улучшить экономику нефтепереработки и удержать динамику цен в пределах инфляции.

Ограничение на экспорт отрицательно скажется на рентабельности нефтеперерабатывающих заводов, которые регулярно поставляют значительные объемы бензина в Европу. И тогда у них могут возникнуть претензии к новым параметрам топливного демпфера, мол, снижайте базовую цену еще больше, рассуждает ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников. Более того, по его словам, сразу изменится структура экспорта нефтепродуктов: НПЗ начнут активно торговать нафтой, летучей, легковоспламеняющейся жидкостью, получаемой на первой стадии перегонки сырой нефти. В итоге объем выпуска моторного топлива для внутреннего рынка резко упадет.

Судя по всему, отмечает собеседник «МК», власти пытаются предупредить и смягчить нарастающие в обществе опасения, связанные с динамикой потребительских цен на бензин, который как никогда востребован в период майских праздников и летних внутренних турпоездок. Проблема в том, что запрет на экспорт относится к чисто директивным шагам, которые, как и в случае с заморозкой стоимости продуктов, дают лишь краткосрочный эффект. Например, в апреле сахар-песок и подсолнечное масло вновь стали дорожать, хотя соглашения о стабилизации цен на эти товары продлены, соответственно, до 1 июня и 1 октября 2021 года. Кстати, механизм демпфера — из того же ряда. Он возник как компромиссная мера в условиях, когда налоговый маневр в сфере нефтепереработки не реализовался в полной мере. В конечном итоге, резюмирует Масленников, стоимость бензина упирается в неэффективное налогообложение нефтяной отрасли. «Вот где корень зла. Чего вы хотите, когда у вас 80% цены составляют всевозможные налоги?» — восклицает наш собеседник.

Правительство уже однажды предлагало ограничить экспорт бензина — в 2018 году. Тогда оно также опасалось серьезного роста цен в период весеннего сельскохозяйственного сезона, напоминает руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. По его словам, ситуация практически зеркальная: из-за ценовой конъюнктуры производителям выгодно продавать топливо за рубеж, а в стране на фоне ожидаемого дефицита оно дорожает. Процесс идет уже более 20 недель подряд, что не может не беспокоить российское руководство. Но, похоже, все ограничится внесением бензина в перечень особых товаров: запрет (или ограничение) на экспорт маловероятен, поскольку НПЗ направляют на внутренний рынок более 80% своей продукции.

Зачем же тогда понадобилось вешать новый дамоклов меч запрета над бензином? По мнению Деева, государство рассматривает все сценарии и риски, включая дальнейший рост курса доллара и евро из-за новых санкций. Предложение ввести эмбарго на поставки топлива за рубеж связано с тем, чтобы в период плановой остановки НПЗ (обычно это происходит в мае-июне, когда предприятия проходят техосмотр) не допустить недостатка бензина на АЗС. Убытки НПЗ властям не нужны абсолютно — от их экономических показателей зависят налоговые поступления в бюджет.

Источник: www.mk.ru

Присоединяйтесь к нам в Google News, чтобы быть в курсе последних новостей
Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Вы отреагировали на "Во избежание дефицита бензина власти взялись за..." Только что

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.