в

Российские школы уравняют в деньгах

Российские школы уравняют в деньгах

После трагедии в Казани депутаты Госдумы предложили перевести школы из муниципального подчинения в региональное.

По мнению парламентариев, только так удастся решить множество проблем, включая вопросы безопасности и финансового обеспечения, ведь подавляющее большинство наших муниципалитетов бедны как церковные мыши.

«МН» разобрался, какие преимущества даст такая реформа.

Сегодня в стране работает национальный проект «Образование», который включает в себя несколько немаловажных пунктов: внедрение цифровых технологий, повышение мотивации детей к обучению, совершенствование самих методов обучения. Здесь есть все, кроме ответа на вопрос: откуда взять на все это деньги? А ведь у подавляющего большинства муниципалитетов, которые являются учредителями почти всех наших школ, этих самых денег нет и в помине. Чаще всего местные власти не способны наскрести средства даже на побелку к 1 сентября, поэтому родители вынуждены почти за все платить из своего кармана. И о какой профессиональной охране в этом случае можно говорить? Хорошо, если удастся собрать деньги хотя бы на зарплату бабушке-вахтерше.

«В небольших городах и большинстве сельских поселений часто нет необходимых средств даже для текущего содержания и ремонта зданий, не говоря уже о приобретении цифровой и компьютерной техники, подключении к интернету», — говорит депутат Елена Строкова. Именно по этой причине в Госдуме и предложили перевести средние учебные заведения в федеральное подчинение. Предполагается, что в этом случае денег будет на порядок больше.

РОССИЙСКИЕ ШКОЛЫ СТАНУТ БОГАЧЕ?

Средние учебные заведения перешли в введение местных властей еще в 1992 году. С тех пор муниципалитеты и финансируют, и руководят школами. Они сами назначают директоров, следят за расходами и даже иногда вмешиваются в учебные программы. При этом мнение федерального центра о том, как жить и учить детей, большинство из них не интересует.

«Трудно себе представить, что 44 тысячи школ никоим образом Министерству образования и науки не подчиняются. Также они не подчиняются региону», — жаловалась еще в 2017 году тогдашний министр образования Ольга Васильева. Это привело к тому, что в средних учебных заведениях время от времени возникала нездоровая вольница.

«Было время, когда родители пытались бороться с многочисленными поборами, — наши школы не могли купить за свой счет даже учебные пособия. Федеральное министерство выступило с разъяснением, что администрации не имеют права требовать с родителей деньги за рабочие тетради и учебники. Вы думаете, кто-то прислушался к этому заявлению? Нет. В большинстве школ все осталось по-прежнему», — рассказывает председатель общественной организации «Союз родителей Забайкалья» Иван Роднин. Он считает, что если школы станут напрямую подчиняться региональным министерствам, которыми, в свою очередь, руководит федеральное Министерство образования и науки, то ситуация качественно изменится — даже самая маленькая сельская школа будет обязана выполнять указания из Москвы.

Российские школы уравняют в деньгах

Практически все эксперты утверждают, что попытка переложить ответственность за образование детей на местные власти грозит настоящей катастрофой и прямую ответственность за происходящее несут сами чиновники. «Передавая управление и финансирование образования на уровень регионов и муниципалитетов, Москва могла объяснять это желанием усилить связь школы и местного сообщества, но в действительности Центр просто снимал с себя ответственность за происходящее», — считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. К тому же местные власти довольно часто сильно хитрят с распределением средств между школами одного района и делят деньги по собственному усмотрению. Неудивительно, что кто-то получал больше, а кто-то — меньше. «Передача школ регионам уравняет их доступ к финансированию и, вероятно, улучшит ситуацию с содержанием и ремонтом, но не приведет автоматически к росту зарплат учителей. Это зависит от бюджетных возможностей каждого региона», — уточняет Луховицкий.

Кроме того, родители и учителя предполагают, что прекратится разнобой в образовательных программах. До сих пор местные власти сами решали, как и по каким учебникам должны получать знания дети.

«Должны быть единые подходы к образовательным программам и требованиям к выпускникам. Это очень важно в первую очередь самим ученикам и их родителям. Судите сами: любой переезд семьи — это катастрофа для школьника. В новой школе используют другие учебники, разные программы, предъявляют иные претензии к уровню знаний. С этим надо что-то делать», — говорит Иван Роднин.

К ЧИНОВНИКУ – НА САМОЛЕТЕ

Между тем у инициативы есть и противники. «Отдаленность чиновников от школ просто убьет всю пользу от такой реформы. Когда они рядом, в соседнем городке, то хотя бы видят реальные потребности учебного заведения. Директор может постучать в любой кабинет и договориться о необходимой помощи. А региональное начальство сидит за сотни километров. Как до него достучаться?» — предполагает учитель из Тульской области Ирина Королькова.

Многие родители уже обсуждают в соцсетях эту новость и часто приходят к выводу, что полностью отстранять муниципалитеты от управления школами нельзя. «Допустим, конфликтная ситуация. Куда обращаться: в областной центр или сразу в Москву? Сколько же времени уйдет на такую переписку? Контроля над директорами школ практическим не будет, времени на решение проблем станет уходить больше», — пишет мать шестиклассницы из Хабаровского края. И добавляет, что из их медвежьих уголков до Хабаровска буквально на самолете лететь надо. При таких условиях сложно будет решать школьные проблемы.

Большинство педагогов вполне предсказуемо выступает за то, чтобы федеральные и региональные власти прежде всего занимались финансовым обеспечением учебных заведений. «Сегодня самая острая проблема, которая стоит перед директорами, — материальное состояние школ. В разных населенных пунктах она решается по-разному, в зависимости от состояния бюджета территории. В результате ученик богатого города имеет все возможности и средства обучения, а ученик бедной деревни — самый минимум. Это несправедливо», — считает директор школы №4 поселка Новая Ляля Свердловской области Татьяна Шешина.

Практически все педагоги из регионов говорят, что реформа может иметь свои плюсы и минусы, но она необходима: в школьной системе абсолютно точно надо многое менять.

Источник: mirnov.ru

Присоединяйтесь к нам в Google News, чтобы быть в курсе последних новостей
Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Вы отреагировали на "Российские школы уравняют в деньгах" Только что