Технологический суверенитет нашей страны – это не только собственные станки, машины, продукты питания. Независимость нужна даже в искусстве и креативной индустрии. Например, разве не актуально сейчас, в нынешних реалиях, создавать качественные отечественные мультфильмы? Конечно, актуально. А значит, стране необходимы молодые и профессиональные специалисты в области анимации. И их нужно грамотно обучить. Педагоги колледжей делятся своими отзывами о том, как они осваивают навыки создания мультфильмов на практике.
Одной из площадок для стажировки педагогов в области искусства и креативной индустрии стала «Анимационная студия Воронеж». В своем нынешнем виде она существует с 2007 года, и за это время здесь успели сделать девять полнометражных анимационных фильмов и несколько сериалов. В коллективе 350 человек, поэтому на студии есть возможность делать несколько проектов параллельно.
– Мы посчитали, что в наше непростое время, когда из России ушли мейджоры, производящие программное обеспечение, будет важным сделать акцент на ПО, которое производит наша студия, – рассказывает линейный продюсер «Анимационной студии Воронеж» и директор одноименной школы анимации Алексей Богатырев. – Мы уже долгое время используем свое собственное программное обеспечение для создания анимационных фильмов.
Недавно студию в рамках стажировки посетили 10 педагогов и методистов из Вологодского колледжа технологии и дизайна. Они ознакомились с ПО и посмотрели, как поэтапно, шаг за шагом, производится анимационный проект.
– Одна группа знакомилась с тем, что делают помощники линейного продюсера. Методисты же разбирали профессию оператора лэйаута – именно с точки зрения своей специальности. То есть как эту профессию, которой на самом деле нет в обучающих программах, можно куда-то поместить, – рассказал Богатырев. – Еще одна группа «выращивала» волосы и прически персонажам. Это занятие сложное, медитативное, непростое, но на демонстрационном экзамене в конце стажировки стажеры смогли сделать и простые прически, и брови, и ресницы. Очень важно, чтобы преподаватели приехали в свои колледжи и рассказали, как на самом деле на студии происходит обучение. Надеюсь, что они «проапгрейтят» свои обучающие программы, возьмут у нас определенный опыт и будут о нем рассказывать своим студентам, и эти студенты и выпускники в конечном счете окажутся у нас на студии. И они уже будут лучше подготовлены к работе у нас.
– Стажеры изучали анимационную 3D-платформу, а также Prodtrack – программу управления медиаконтентом любой сложности, – добавил председатель экзаменационной комиссии, линейный продюсер «Анимационной студии Воронеж» Михаил Бабенко. – Анимационная 3D-платформа нужна для того, чтобы делать полностью анимационный проект – от начала и до конца. В ней заложены возможности работы всех отделов на стадии продакшн – от моделирования до рендера. Prodtrack же предназначена для управления этими проектами, ведь поскольку само производство – сложное, отделов – много, управлять нужно грамотно, чтобы не тратить лишних денег. И стажеры на должности ассистента линейного продюсера успешно выполнили эту задачу.
Педагоги примерили на себя роль линейного продюсера и на практике создали структуру эпизода короткометражного фильма, в рамках анимационной 3D-платформы изучили создание волос и шерсти, а также освещение.
– С экзаменом они справились на отлично – очень талантливые девушки. В процессе обучения схватывали все на лету, очень внимательно слушали, записывали – вообще большие молодцы, – похвалил Бабенко стажеров.
– Мы не ожидали, что к нам отнесутся с таким огромным вниманием, – поделилась преподаватель Вологодского колледжа технологии и дизайна Людмила Жданова. – Сотрудники рассказывали о своей работе очень увлеченно – видно, что люди знают, умеют и готовы нас научить. Нас все опекали, нам помогали во всем. По 100-балльной шкале это, наверное, 220. Я бы однозначно всем коллегам рекомендовала выезжать на стажировки, так как здесь мы вырываемся из образовательного процесса. Видим, как люди работают вне учебы, видим, что наши студенты будут делать в дальнейшем, это очень важно для формирования профессиональной компетенции выпускников.
Коллега Людмилы по образовательному учреждению, Анна Лукинова, признается, что хотела бы даже еще раз поучаствовать в такой стажировке.
– Мы узнали очень много нового именно по разделению профессий – какой отдел за что отвечает. Нам полностью весь этот процесс разложили по полочкам, – делится она. – Я думаю, это улучшит конечный результат обучения нами студентов.
– Мне кажется, наши стажеры больше уже никогда не будут смотреть на фильмы так, как видели их раньше, потому что они познакомились со всем циклом производства, – резюмирует Алексей Богатырев. – По их глазам, по их реакции было понятно, что они никогда не подозревали о том, что существует так много профессий и в создании анимации (и сериальной, и полнометражной) задействовано так много сотрудников такой квалификации. Надеюсь, эта информация поможет им в подготовке специалистов у себя на местах, и эти специалисты потом будут уже работать с нами. Мы заинтересованы в участии в таких программах, готовы обучать не только преподавателей, но и студентов старших курсов. Нам постоянно не хватает сотрудников. Я всегда говорю: чем больше аниматоров – тем лучше!
С начала реализации государственного проекта «Профессионалитет» в отрасли «Искусство и креативные индустрии» уже задействовано 10 стажировочных кластеров и 57 работодателей, в повышении квалификации приняли участие 47 образовательных учреждений.
Фото из архива студии