Знания тех, кто на семейном обучении, решили проверять почаще

Депутаты Брянской областной Думы выступили с призывом привести аттестацию школьников, обучающихся на семейной основе, в соответствие с действующим законодательством «Об образовании». В Татарстане прокурор республики выразил критику по поводу действующих норм для «семейников», получив поддержку от местного детского омбудсмена. Что именно вызывает недовольство у властей в семейном образовании и чем оно отличается от домашнего, с помощью экспертов выяснял «МК».

Знания тех, кто на семейном обучении, решили проверять почаще

Брянские депутаты полагают, что существующие правила в отношении семейного обучения создают конфликты с действующим законодательством. Дети, посещающие школу, «обязаны проходить промежуточную аттестацию каждый год (пишут годовые контрольные, сдают нормативы и т. п.)». В то время как «семейники» не обязаны проходить никакие «диагностические» мероприятия (МЦКО, ВПР), итоговые или «входные» контрольные. Они могут лишь приходить на экзамены ОГЭ-ЕГЭ и получать допуск к ним.

«В случае длительного (более года) непринятия детьми промежуточной аттестации законным интересам детей будет нанесен значительный вред, масштаб которого трудно переоценить», — считают в облдуме.

Эта тема активно обсуждается и в Татарстане, известном своими образовательными успехами. Если по статистике, опубликованной известным московским педагогическим вузом, в России в 2023-2024 году зарегистрировано 64 тысячи «семейников» (0,41% от общего числа детей школьного возраста), то в Татарстане на семейном обучении находится примерно 3 тысячи детей из 500 тысяч учеников в республике, что составляет 1,67% школьников.

Недавно прокурор республики Ильдус Нафиков высказался о необходимости «жесткого контроля» за таким видом образования. Затем детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец отметила, что «иногда неблагополучные семьи не отправляют детей в школу под предлогом семейного образования». (И действительно, такие случаи бывают.) Под её постом в социальных сетях разразилась волна критики, более 1000 разгневанных комментаторов высказали свое недовольство.

Так что же, граждане выступают против упорядочивания образования на дому? Почему некоторые, особенно многодетные семьи, выбирают такой способ обучения для своих детей, в то время как другие создают семейные детсады, где сами становятся воспитателями? «МК» обсудил это с экспертами.

— Во-первых, многие смешивают домашнее образование и семейное, — поясняет преподаватель и методист Анастасия Гордеева. — Домашнее — это обучение на дому, которое обычно связано с ограничениями по здоровью или особенностями развития ребенка. Учителя приходят к ученику на дом или проводят занятия онлайн, иногда выполняют задания заочно. Все аттестации ребенок проходит, ответственность за образование лежит на учителях. Обычно на домашнем обучении ребенок находится какое-то время: несколько месяцев, полгода, год, а затем возвращается в очный формат обучения, в класс.

Семейное обучение — это совершенно другая ситуация. Ребенок занимается дома, и выполнение школьной программы зависит от родителей. К школе он прикреплен лишь для получения льготного проезда и для сдачи экзаменов. Всё остальное: самостоятельные, контрольные, классные часы или мероприятия, такие как подъём флага в школе или экскурсии — проходят мимо. ВПР (Всероссийские проверочные работы) и итоговые контрольные школьники сдают «по желанию». Обычно у семей такое желание не возникает.

Если рассматривать, хороши ли «семейники» или плохи, стоит обратиться к 2013 году. Тогда был принят новый закон «Об образовании», который исключил экстернат и возможность учиться экстерном, но ввёл семейное обучение. Изначально планировалось обособить его от школы, однако родители массово выступили против, настаивая на том, чтобы их прикрепили к школам.

Соответственно, сейчас, мне кажется, разумно ввести обязательную промежуточную аттестацию по четырём видам контрольных и проверочных работ. Одарённые дети, для которых семейный формат помогает сосредоточиться на определённых направлениях или дисциплинах, успешно пройдут эту аттестацию. А те, кто явно не успевает, также будут заметны, и им лучше вернуться в школу, а не оставаться дома.

Часто дети остаются без уроков по ОБЖ, физкультуре, «трудам», классным часам и другим подобным предметам. Иногда это происходит в пользу чего-то другого — латыни или астрономии. Это ещё можно понять, индивидуальная программа. А иногда и просто так, чтобы не нагружаться. Есть родители, которые не хотят тратить деньги на одежду, форму, «отводить, встречать и провожать» детей. В отличие от ответственных родителей, которые заботятся о знаниях, возят на чемпионаты и поэтому выбирают «семейное» обучение.

— Многие думают, что родители, оформленные на семейном обучении, являются учителями и получают от этого выгоду, — говорит юрист Станислав Попов. — Это неверно. Родители могут быть воспитателями только в семейном детском саду (СДС), если квартира соответствует ряду условий и при условии прохождения госаттестации. Воспитателями на зарплате — да, могут быть, а учителями — нет.

Нельзя заключить трудовой договор с человеком без педагогического образования. Аттестация для учителей очень сложная, её обычный человек с высшим образованием не пройдет. Но даже если кто-то и сможет, оформление родителя как учителя создаст конфликт интересов, что противоречит принципу объективности оценивания. То есть ребенок на семейном обучении учится под контролем школы, к которой он прикреплён, обычно по месту жительства. Родитель несёт ответственность за получение образования.

Однако получается странная ситуация. ГИА после 9 класса — это общий госэкзамен (ОГЭ). Но при поступлении или записи в 10 классы учитывается и средний балл аттестата, который у детей на семейном обучении не эквивалентен баллу, выставляемому обычным школьникам. Эта форма обучения также не соответствует некоторым изменениям в закон «Об образовании», принятым недавно. Например, о возвращении воспитательной функции в школу.

Скорее всего, окончательное решение будет принято новым федеральным стандартом в образовании (ФГОС), который начнёт действовать для 10-11 классов с следующего года, а для остальных — с 1 сентября 2027 года. Он либо изменит семейное обучение, либо отменит его с предоставлением альтернативы.

Помимо формальностей, очевидно, что внимание к государственному регулированию в сфере образования возрастает, и даже помимо обсуждения «недостаточности контроля за качеством образования» есть и другие возражения. Социальные службы указывают на риск изоляции семейников. Профилактика девиантного поведения у подростков, и если «что-то не так» с ними, это будет заметнее в школе.

В некоторых случаях «на местах» беспокоятся о асоциальном поведении родителей. Обсуждаются дополнительные меры по регулированию семейного образования, такие как введение обязательных собеседований, психологических тестов, проверка детей на дому органами опеки и т.п.

В целом наблюдается тенденция, связанная, в том числе, с демографией. В детские сады и начальную школу приходит меньше детей, необходимость в дополнительных, «страховочных» формах обучения уменьшается.

Источник: www.mk.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях