Заводам — рабочих, СПО — студентов, а школам — головную боль: новые «тезисы» приняты в Госдуме

Вопрос упрощения алгоритма сдачи экзаменов после 9-го класса (ОГЭ) стал актуален в Государственной думе РФ еще прошлой весной. Идея была признана удачной — было принято решение разрешить сдавать только русский язык и математику тем, кто собирается получать профессию в колледжах. Этот подход уже был опробован в трех регионах, а в следующую весну планируется его расширение на шесть. Однако депутаты пошли дальше — они предложили дать возможность осваивать рабочие специальности даже тем, кто не смог сдать базовые экзамены.

Заводам — рабочих, СПО — студентов, а школам — головную боль: новые «тезисы» приняты в Госдуме

Соответствующий законопроект был внесен в парламент в июне 2025 года. Среди инициаторов были вице-спикер Виктория Абрамченко, депутат граф Петр Толстой и председатель думского комитета по просвещению Ирина Белых. Суть заключалась в том, чтобы принимать на «рабочие специальности» и в младшие служащие выпускников школ, которые провалили «госы». Для того чтобы выпускники образовательной системы не терялись, а шли учиться в «профтех», то есть в систему СПО (колледжи, техникумы и училища). Не во все учебные заведения, конечно, а лишь в те, где имеется нехватка кадров и полученные специальности соответствуют «потребностям промышленности в восстановлении кадрового потенциала».

В итоге заводам нужны рабочие, а бывшим ПТУ — студенты! Это заставляет вспомнить революционные лозунги большевиков (земля — крестьянам, фабрики — рабочим!), чтобы понять, что история движется по спирали. Или повторяется в виде фарса, распадаясь на детали. На первом чтении новоявленный «декрет о двоечниках» был принят в октябре, а во втором и третьем чтениях одобрен накануне.

Таким образом, выпускники, не сдавшие ОГЭ, перестанут перегружать школьную систему — ведь их пришлось бы оставлять на второй год как неисправимых двоечников. Это также поможет избежать искажения отчетности, что тоже имеет значение. Никого больше не нужно пугать: «Вот будешь плохо учиться — пойдешь в дворники!» Это теперь не просто угроза, а обещание.

Комментируя произошедшее, депутаты говорят о 2–3% девятиклассников, которые, если не сдадут экзамены, оказываются «в теневой зоне экономики». О шатком психическом состоянии подростков, которых теперь уберегут от стресса: не сдал ОГЭ — ну и ничего. О «рабочих руках», которых «уже вчера» не хватает в РФ в количестве 1,2 миллиона человек…

Но звучат и голоса «от России, от здравого смысла». Профессор ВШЭ Ирина Абанкина полагает, что «вся финансовая нагрузка для реализации таких мер ляжет на региональные бюджеты» — а у тех и так вместо образовательного бюджета сплошные дыры и черные пятна, особенно в СПО.

В школах всерьез опасаются, что такое решение может полностью подорвать дисциплину. Несданный ОГЭ, выпуск без аттестата, но со справкой раньше хоть как-то морально сдерживали хулиганов. Или дебоширов — создателей треш-контента, любителей записывать видео с «низведением» учителей, и их родителей. Теперь с этой публики «страховой» ограничитель снят.

Тем не менее, в школах все еще работают неизменные альтруисты и оптимисты (что, вероятно, объясняет их пребывание на работе). В условиях почти принятого закона о «необязательном ОГЭ» некоторые педагоги находят повод порадоваться за школьников, которые «ну не могут учиться». Или семьи не могут следить за тем, чтобы их ребенок учился. Это по-человечески понятное обоснование, это по Достоевскому.

И еще в школах тихо надеются, что частичная отмена или смягчение ОГЭ в «пилоте» — это шаги к дальнейшей разгрузке системы госэкзаменов. И они могут привести к полной отмене ОГЭ, который ни ученикам, ни учителям «ни разу» не нужен. Или к упрощению формата и порядка проведения ЕГЭ. Последнее звучит в образовательной системе как коллективная молитва, несбыточное упование.

Учителя-мечтатели, революционеры-романтики — поистине вечная тема. Как «верхи» и «низы», которые не слышат друг друга.

Источник: www.mk.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях