Заработная плата работников бюджетной сферы – это вопрос, который не теряет актуальности на протяжении многих лет. Если не брать в расчет руководителей бюджетных учреждений, уровень жалования простых работников едва позволяет им свести концы с концами — а ради крупной покупки они вынуждены входить в режим жесткой экономии. Ситуация усугубляется еще и тем, что долгое время зарплаты бюджетников не индексировались, так что реальное отставание их заработка от текущего уровня цен превысило все мыслимые пределы.
Впрочем, власти не устают повторять: согласно «майским» указам президента, средняя заработная плата бюджетников скоро составит 150% от среднего жалования по стране! К сожалению, никто не знает, когда состоится такое фантастическое повышение. А ведь именно от профессионализма тех, кто представляет бюджетные сферы деятельности, во многом зависит социальная составляющая жизни россиян и будущее развитие государства. Это и медики, и педагогический состав школ и ВУЗов, и работники сферы культуры…
Именно бюджетные организации занимаются проблемами, связанными с метеорологией, биологией и лесным хозяйством, ветеринарными проверками и селекционными работами – и это только краткий перечень сфер, которые финансируются из государственного бюджета! Что ж, давайте выясним, как будет обстоять ситуация с зарплатами в данной сфере в 2019 году.
Текущая ситуация с зарплатами бюджетников
Чиновники заявляют, что уже в 2018 году средний заработок бюджетников будет приближен к 80% от средней зарплаты по Российской Федерации. Только за этот год жалование повысят на 13-15% (т.е. обещанное повышение будет в 3,5 раза больше прогнозируемого уровня инфляции). Напомним, что повышение жалования бюджетников анонсировали еще в 2012 году. Тогда Владимир Путин подписал одиннадцать указов, подробно очертив параметры экономического роста, которого правительство РФ планирует достигнуть за шесть лет.
Что касается заработных плат для бюджетников, в документах указывалась необходимость их повышения до среднего уровня зарплат по региону, а некоторым бюджетникам (например, врачам и преподавателям) планировали повысить оклады до уровня двух среднерегиональных зарплат. Увы, реализацию данной социальной программы пришлось отодвинуть: кризис привел к плачевной ситуации с бюджетом, который просто не мог вынести заявленную нагрузку.
Основной фактор роста зарплат – повышение МРОТ. Данная мера стала возможной вследствие расширения возможностей казны. По словам президента РФ, цены на нефть позволили стране подзаработать на продаже «черного золота», поэтому ответственное правительство просто обязано повысить зарплаты самым необеспеченным россиянам. Результатом этого заявления стал проект закона, в котором прописано изменение показателя МРОТ в сроки, опережающие принятый ранее ориентир – минималку повысят не с 01.01.2019, а с 01.05.2018.
В итоге с 1 мая 2018 года размер МРОТ в России достиг 11163 р., поднявшись сразу на 43% за год. Впрочем, тут нужно осветить несколько важных аспектов – во-первых, индексационная мера коснется только тех работников, жалование которых имеет привязку к МРОТ. А во-вторых, повысят заработные платы только тем, у кого сейчас они до этого уровня не дотягивают. Впрочем, цифры, описывающие количество таких «счастливчиков», и так весьма существенные.
Жалование повысилось сразу у 3 миллионов работников, из которых около 50% занято в бюджетных организациях. В Минтруда отметили, что увеличенное жалование теперь получают сотрудники сферы образования (примерно 18% из них ранее получали заработные платы ниже уровня прожиточного минимума), медицинские работники (младший персонал), сотрудники федеральных учреждений культуры и науки, а также те, кто обслуживает деятельность бюджетных организаций (например, инженерный и технический персонал, сантехники, программисты, электрики, слесари, уборщицы).
Еще один важный момент – МРОТ влияет на зарплаты работников, которые оформлены на полную ставку. Если россиянин имеет частичную занятость, то его оклад будет меньше уровня МРОТ. Кроме того, зафиксированный МРОТ является общефедеральным, однако в некоторых регионах прожиточный минимум является более высоким — равно как и зарплаты, которые от него зависят.
Теперь все субъекты РФ должны ориентироваться на 11163 рублей в качестве минимальной зарплаты. Но если региональный (муниципальный) минимальный уровень проживания является более высоким, то работодателям придется установить минимальную заработную плату на данном уровне. Если изучить суммы минимальной оплаты труда по регионам, получим такие цифры:
- в столице минималка должна быть равна 18742 рублям;
- в Питере не имеют права платить жалование менее 17000 рублей;
- в Московской области необходимо выплачивать 13750 в нацвалюте;
- в Тульской области — 13000 рублей;
- в Ненецком автономном округе — 14260 рублей;
- в Ямало-Ненецкой автономии – 16299 рублей;
- на территории Камчатского края — 16910 рублей;
- в Магаданской области – 19500 рублей;
- в упреждениях, предприятиях и организациях Республики Саха — 17388 рублей;
- на территории Сахалинской области — 15150 рублей.
Остальные регионы имеют уровень прожиточного минимума, совпадающий с общефедеральным. Значит, и уровень минимальной зарплаты будет равен данному показателю. Финансирование правительственной инициативы по повышению заработных плат бюджетникам в 2018 году обойдется правительству в сумму около 14,5 миллиардов рублей. Власти уже озвучили, каким образом будет распределено финансирование, выделенное из государственной казны:
- на образовательную сферу будет потрачено 7,2 миллиардов рублей;
- на повышение заработных плат научных работников выделят 3,4 миллиардов в нацвалюте;
- столько же (3,4 миллиарда рублей) будет направлено на зарплаты врачей;
- для работников сферы культуры выделили всего 0,5 миллиарда.
Оставшаяся сумма будет распределена после того, как чиновники составят перечень мероприятий по повышению жалования. Если же говорить о текущем уровне оплаты труда бюджетников, стоит отметить такие моменты:
- в сфере дошкольного воспитания среднемесячный уровень жалования вырос примерно на 9% (при росте зарплат воспитателей частных садов на 15% за год). Средний уровень жалования воспитателя-бюджетника в стране равен 19842 рублям, при этом воспитательское жалование не дотягивает до учительского примерно на 25%. Сотрудников в детсадах при таком финансировании определенно не хватает – во вторую смену часто работает только один человек (отсутствует помощник воспитателя, средняя зарплата которого составляет около 9 тысяч рублей). В такой ситуации резко повысилась наполняемость групп – нехватка работников привела к тому, что на одного воспитателя в среднем приходится 25 детей, а в некоторых областях страны – до 40 малышей на одного дошкольного педагога. Нужно отметить, что после вступления в силу указов о повышении окладов воспитателям часто недоплачивают стимулирующую часть жалования — например, есть жалобы, что премии выплачивают только если все дети посещают группу;
- Министерство образования отчиталось, что средняя по стране заработная плата педагогов равна 38 тысячам рублей. Тем не менее, опросы показывают, что реальное жалование в 4 территориальных субъектах РФ сократилось, а в еще 46 – стало всего на 1 тысячу рублей больше. Власти отчитались про рост окладов, просто уменьшив стимулирующие выплаты! Конечно, тут нужно помнить, что жалование в ВУЗах и техникумах существенно отличается. В топовых университетах страны оно в среднем равняется 88,6 тыс. рублей, а в региональном техникуме – всего 10,3 тыс. рублей в месяц. При этом речь часто идет о нагрузке, превышающей ставку;
- Министерство культуры сообщило, что за последние шесть лет жалование тех, кто трудится в федеральных учреждениях культурной сферы, возросло в 3 раза. Уже в 2018 году средняя заработная плата работников культуры составила 59,56 тысяч рублей ежемесячно. В учреждениях регионального подчинения среднемесячный доход работников достиг 37,82 тысяч рублей, а муниципального подчинения — 25,33 тысяч. Максимальная заработная плата положена тем, кто работает в столичных учреждениях, подчиненных Минкультуры – тут среднемесячная заработная плата достигает отметки в 78,69 тысяч рублей;
- ситуация с жалованием врачей по регионам показывает, что в реальном выражении заработные платы даже упали. Напомним, что по «майским» указам жалование врачей должны были довести до 200% от средних зарплат по Российской Федерации. Некоторые территориальные власти отчитываются, что они почти достигли заявленной отметки, доведя доход врача до 180% от среднерегиональной оплаты труда. Впрочем, опросы показали, что в реальности эти цифры достигаются путем сокращения штатов, объединения отделений и увеличения нагрузки на одного врача. Некоторые независимые эксперты говорят, что за время исполнения президентских указов было сокращено более 90000 медицинских работников. Рост зарплат зафиксирован в 25 территориальных единицах, причем повышение колеблется в районе 1 тысячи рублей. Врачи, работающие в медучреждениях Воронежской области и Алтайского края, пожаловались, что их жалование выросло всего на 32 и 53 рубля соответственно. Если привести данные по средней зарплате в регионах, то максимум (117 тысяч рублей) получают врачи на Чукотке, а минимальный средний показатель зафиксирован в Калмыкии – 27,3 тысяч рублей в месяц. Еще один пример – жалование по специализации врача. Например, в столице терапевт получает около 60 тысяч рублей, а камчатские терапевты – по 40,2 тысяч. При этом средний показатель Росстата включает не только зарплаты «бюджетных» врачей, но и тех, кто работает в частных клиниках, так что эту цифру можно считать весьма условной. В отношении заработной платы среднего медицинского персонала официальная статистика указывает сумму в 29,2 тысяч рублей, хотя опросы гласят: столичный медработник в бюджетном учреждении получает около 16 тысяч, а в сельской местности – до 9 тысяч рублей.
Будет ли повышение зарплат бюджетникам в 2019 году?
По словам чиновников, доходы россиян, представляющих бюджетные сферы, в скором времени будет максимально приближен в уровню средних зарплат по стране. Было озвучено, что до 2019 года правительство собирается внедрить ряд инноваций, в числе которых отметим следующие моменты:
- ожидается замена старой тарифной сетки, которая состояла из 27 разрядов (8 из них было представлено рабочими профессиями, а 19 – специалистами). Новая сетка тарификации будет включать всего 17 разрядов профессионально-квалификационных групп;
- размеры окладов в минимальных тарифах приравняются к показателю прожиточного минимума;
- будут отменены многочисленные выплаты, которые устанавливались централизованно. Вместо этого расширятся права руководства государственных органов и бюджетных организаций в аспекте тарификации различных должностей, при которой должны быть учтены особенности отрасли.
Также коснемся перспектив повышения заработных плат в разных бюджетных сферах. Итак:
- представители Министерства образования обратились в Минтруда с письмом, в котором предлагают рассмотреть повышение зарплат учительского состава школ до 150% от среднерегиональной зарплаты. Судя по данным, взятым в Росстате, учителя уже сегодня получают зарплаты на уровне, обещанном «майскими» указами. Далее нужно принимать меры, которые поспособствуют повышению социального статуса педагогических работников. Специалисты Минобразования предложили два варианта мер по повышению зарплат учителей. Согласно первому варианту, зарплаты ежегодно нужно повышать на 10%, чтобы к 2024 году выйти на отметку в 160% от среднерегиональной оплаты труда (скачок с 37800 рублей до 76500 рублей). Правительству для этого понадобится финансирование в размере 1,332 триллионов рублей (сейчас эта сумма составляет всего 567,7 миллиардов). Согласно второму варианту, можно сразу провести повышение до 59000 рублей в 2019 году, выделив на эту цель 255,2 миллиарда рублей дополнительно. Сегодня же, согласно опросам, более ½ учительского состава РФ выражают недовольство своими зарплатами;
- чтобы обеспечить врачам повышение заработных плат на большую сумму, чем это предусмотрено индексацией, с инициативами выступают некоторые медицинские профсоюзы. Например, в Московской области было подписано соглашение, согласно которому уже с 2018 года минимальная зарплата врача не должна быть ниже 14200 рублей. Впрочем, соглашение не коснулось медработников, жалование которых финансируется строго из бюджета. В итоге врачи, скорее всего, будут получать больше денег только на бумаге, устраиваясь на 1,5-2 ставки. Исключением может стать разве что Москва. Градоначальник уже заявил о своем намерении довести зарплату медиков до 120 тысяч рублей в среднем, параллельно с этим проведя мониторинг реальной нагрузки на сотрудников медучреждений. Отдельно скажем о проблемах в ФОМС, который и является основным источником формирования врачебных заработных плат. В 2019 году Фонд столкнется с дефицитом из-за снижения поступлений и резкого повышения зарплат в 2018 году. Для получения недостающей суммы на дальнейшее выполнение указов президента Фонду нужно 95,5 миллиардов рублей 2019 году и 170,4 миллиардов — в 2020-м. Если в бюджете эти деньги не найдутся, то максимум, на что можно рассчитывать — рост окладов в пределах инфляционных темпов (3,6-3,8%).
Также напомним, что с 2019 года процесс индексации будет проходить не на опережение, а наоборот. Теперь сроки повышения окладов вследствие инфляции сдвинуты на 1 октября в 2019 и 2020 годах. Правительство пообещало помочь регионам, которые не справятся сами с дополнительными расходами. На такие дотационные отчисления планируют выделить в 2019-2020 годах 100 миллиардов в нацвалюте. Реализация «майских» указов (в том числе в аспекте повышения заработных плат бюджетникам) в целом стоила стране:
- 769,6 миллиардов рублей в 2018 году;
- 735,4 миллиарда — в 2019 году;
- 714 миллиардов – в 2020 году.
Эксперты говорят, что даже рост заработной платы бюджетников на 4% для большей части из них означает, что они будут получать на 1,5 тысячи рублей больше. Конечно, эти деньги лишними не будут, но сокращение бедности такая сумма также не обеспечит.