Законопроект о федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027–2028 годов был накануне представлен Правительством РФ в Госдуму. Как и предполагалось, это снова дефицитный бюджет, что означает, что расходы (44,1 трлн рублей) превышают доходы (40,3 трлн). Нетрудно подсчитать, что дефицит составляет около 3,8 трлн рублей. В связи с этим возникает вопрос: является ли это значительной проблемой (и является ли это проблемой вообще), если бюджет дефицитный?
Сначала следует напомнить, что такое дефицит бюджета. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет дефицит федерального бюджета как разницу между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета. Я бы добавил: дефицит — это не просто разница, а превышение расходов над доходами. То есть поступления не хватает для покрытия всех расходов.
Если существует возможность дефицита бюджета, то логично предположить, что также возможен и профицит бюджета. Это — противоположная ситуация, когда доходов больше, чем расходов. Интересно, что принятый еще в 1998 году Бюджетный кодекс изначально содержал отдельную главу «Профицит бюджета и порядок его использования». Однако очень скоро, уже в 2000 году, такая статья была исключена из Бюджетного кодекса. В результате получается, что запланированный дефицит бюджета — это реальность, а профицит — нет. Это на самом деле интересный вопрос: насколько целесообразно на законодательном уровне определять возможность существования только дефицитного бюджета? Хотя ситуация, когда нет ни дефицита, ни профицита, тоже возможна при равенстве доходов и расходов.
Тем не менее, сейчас более актуально другое: что происходит с дефицитом федерального бюджета в настоящее время. Текущая ситуация такова: за январь–август 2025 года дефицит федерального бюджета, согласно предварительным данным Минфина России, составил 4,2 трлн рублей. Много это или мало? Если смотреть на процентное соотношение к ВВП, то, казалось бы, это не так много — 1,9%. Но стоит учесть, что это данные пока только за январь–август 2025 года, а не за весь год. Для сравнения: дефицит федерального бюджета за весь 2024 год был в 2 раза меньше — 2,1 трлн рублей (1,1% ВВП).
Текущая ситуация с дефицитом федерального бюджета совсем не соответствует планам, что подтверждается тем, как серьезно в этом году был скорректирован прогнозируемый показатель дефицита. Напомню, что мы начинали 2025 год с официальным прогнозом по дефициту федерального бюджета в 1,2 трлн рублей (0,5% ВВП). Однако в конце весны пришлось вносить значительные изменения: значение дефицита на 2025 год было увеличено до 3,8 трлн рублей (1,7% ВВП). Однако текущий показатель дефицита бюджета (за январь–август 2025 года) уже значительно превышает даже скорректированный годовой показатель. Это заставляет с высокой долей вероятности предположить, что придется еще раз корректировать показатель дефицита на 2025 год, и вновь в сторону увеличения. В июле 2025 года, кстати, фиксировался даже профицит, но это не изменило общей картины и тенденции.
Оптимисты могут утверждать, что если рассматривать показатель дефицита бюджета в процентах к ВВП, то он не так уж и велик. И я с ними соглашусь: 1–2–3% от ВВП — это, по современным международным стандартам, сравнительно немного. Проблема заключается в другом.
Во-первых, даже если дефицит бюджета небольшой, но наблюдается устойчивая тенденция к его увеличению, завтра он может стать значительно более серьезным.
Во-вторых, даже небольшой дефицит бюджета, который в основном покрывается за счет внутренних заимствований, требует финансовых ресурсов. И если обслуживание госдолга приводит к высоким процентным расходам, относительно небольшой дефицит бюджета может стать серьезной проблемой. Формируется замкнутый круг: государство берет деньги в долг, чтобы покрыть дефицит, который растет также за счет увеличивающихся процентных расходов.
В-третьих, дефицит федерального бюджета, который повторяется год за годом, становится хроническим. А хронические проблемы, как известно, часто обостряются в самый неподходящий момент. Кто может с уверенностью сказать, что так не произойдет?
Важно также учесть и то, что когда дефицит бюджета постоянен и, более того, имеет тенденцию к росту, источники для его покрытия постепенно истощаются. Это особенно ярко проявляется в условиях замедления экономического роста. А в российской экономике именно такое замедление и наблюдается. Если в 2023–2024 годах ВВП России увеличивался более чем на 4% ежегодно, то в 2025 году по итогам I полугодия прирост ВВП составил, по данным Росстата, всего лишь 1,2% в годовом сравнении. Кстати, официальный прогноз, с которым страна вступала в 2025 год, составлял 2,5%.
Но вернемся к источникам покрытия дефицита бюджета. Все страны занимаются заимствованием, чтобы решить соответствующие задачи, и мы не исключение. Однако внешние рынки для России сегодня практически закрыты, и государству приходится занимать на внутреннем рынке. Тем не менее, занимая все больше средств на внутреннем рынке, государство все больше лишает экономику инвестиционных ресурсов. Предприятия, возможно, и вложились бы в развитие производства, но вместо этого покупают госбумаги с практически гарантированным доходом. В результате экономика еще больше замедляется, доходов и налогов собирается относительно меньше, и бюджетные проблемы усугубляются. В итоге, снова замкнутый круг, а возможностей для заимствований становится меньше.
Конечно, существуют и другие варианты решения проблемы дефицита бюджета. Останавливать свой обзор на всех не имеет смысла. Однако можно однозначно сказать, что возможным выходом для решения проблемы дефицита бюджета традиционно считается повышение налогов. Современная ситуация в российской экономике подтверждает, что надежда на решение проблемы таким образом существует.
Как, казалось бы, все просто: повысили налоги, собрали больше средств, и проблема дефицита бюджета решена. К сожалению, на практике это работает совсем не так однозначно. В краткосрочной перспективе обеспечить больше доходов за счет увеличения налогов, конечно, возможно. Однако не стоит забывать о том, что в условиях снижения предпринимательской активности повышение налогов еще больше дестимулирует бизнес. Меньше такая активность — меньше доходов у бизнеса — меньше налоговых поступлений в бюджет — больше дефицит. И что в итоге получается: для решения проблемы дефицита бюджета могут повысить налоги, а проблема от этого рискует стать еще более острой. Вероятность именно такого развития событий достаточно высока.
Кстати, напомню, что с 1 января 2025 года в России была значительно увеличена налоговая нагрузка. Одно только повышение ставки налога на прибыль с 20% до 25% чего стоит, а также введение прогрессивной шкалы подоходного налогообложения… И как сильно на таком фоне мы продвинулись в решении проблемы дефицита бюджета? Приведенные выше данные говорят о том, что не очень продвинулись.
С другими источниками для покрытия дефицита бюджета тоже все непросто. Одно ясно: несмотря на, как уже упоминалось выше, пока еще относительно невысокий текущий показатель дефицита федерального бюджета, это уже становится проблемой. Кстати, дефолт августа 1998 года — это следствие непринятых своевременных решений по устранению проблемы дефицита федерального бюджета. Наша ситуация сегодня далека от событий тех дней. Однако она и не такова, чтобы можно было совершенно расслабиться.