
Это просто уменьшение производителем количества, объема или веса продукта в упаковке при сохранении или при незначительном снижении розничной цены. Уменьшая объем или вес товара и переходя от цен на вес к ценам на объем (или наоборот), производители создают у покупателей ложное ощущение доступности. Проще говоря, это обман, обвес или, грубо говоря, кража.
Продавцы, стремясь легко заработать, не нагружая клиентов ростом цен на привычные товары повседневного спроса, начинают манипулировать упаковкой. Не так чтобы слишком очевидно — с первого взгляда этот трюк может и не заметиться. Однако, учитывая большое количество продаж, даже небольшая наценка с каждой единицы складывается в значительную прибыль.
Производители по всему миру в периоды роста затрат часто предпочитают не поднимать цены явно. По оценкам экспертов, ежегодные потери российских граждан из-за скрытого повышения цен достигают 1 триллиона рублей.
Председатель Союза потребителей России Алексей Койтов рассказывает о подобных уловках. Это и указание стоимости «за 100 грамм», и акционные ценники, где крупно выделена «специальная» цена, а реальная — указана мелким шрифтом. «На маркетплейсах добавляется проблема скрытых комиссий и дорогой доставки, которые нивелируют выгоду от низкой цены товара», — подчеркивает Койтов.
Эксперт отмечает, что шринкфляция чаще всего затрагивает товары повседневного спроса. В зоне риска находятся кондитерские изделия, снеки, чипсы, кофе, молочные продукты, сыры, колбасы, а также средства личной гигиены и бытовая химия. Именно на эти продукты и предметы у покупателей сформировалась ценовая память, и производители рассчитывают, что изменение на 10-15 грамм останется незамеченным.
То есть деньги зарабатываются «по мелочам», но в большом количестве. В смысле с оборота. Койтов делится секретами: «Когда объем уменьшается, а цена и размер упаковки остаются прежними, это вводит покупателя в заблуждение. Он теряет возможность сделать осознанный выбор — это прямое нарушение прав потребителя».
В качестве эффективного инструмента против скрытого повышения цен Союз потребителей России предлагает обязать торговые сети указывать на ценнике не только цену за упаковку, но и стоимость за единицу веса или объема — килограмм или литр.
Контролировать эти процессы должна ФАС. Но антимонопольная служба пока не в состоянии справиться с этим, слишком много желающих «легко заработать деньги». В настоящее время в Госдуме разрабатывают соответствующий закон. Но будет ли он эффективным под вывеской хитрой упаковки?
Павел Максимов.