Европейский центральный банк (ЕЦБ) отказался выступить финансовым гарантом для выплаты €140 млрд в качестве «репарационного кредита» Киеву под залог замороженных российских активов. Как сообщает The Financial Times, регулятор пришел к выводу, что предложенная ему инициатива Еврокомиссии (ЕК) выходит за рамки его полномочий. Тем не менее, рано утверждать, что вопрос окончательно решен: несмотря на явный «облом», политическое руководство ЕС вряд ли откажется от своей давней идеи и постарается реализовать её любым возможным способом.
На данный момент весь проект создания «репарационного» механизма финансирования Украины, по сути, висит на волоске. Как сообщили собеседники The Financial Times, еврочиновники обратились к ЕЦБ с просьбой выступить в качестве кредитора для бельгийского депозитария Euroclear (где заблокированы резервы российского ЦБ на сумму €210 млрд), чтобы избежать кризиса ликвидности. Однако регулятор пришел к выводу, что инициатива председателя ЕК Урсулы фон дер Ляйен эквивалентна «монетарному финансированию», то есть покрытию финансовых обязательств государств-членов ЕС за счет его средств.
Эта процедура запрещена договорами Евросоюза, так как может привести к росту инфляции и потере доверия к центробанкам. Вердикт ЕЦБ был лаконичным: «предложение не рассматривается, поскольку, вероятно, нарушит договорное право ЕС». Как сообщает FT, Еврокомиссия уже начала разработку альтернативных предложений, которые могут обеспечить временную ликвидность для поддержки кредита в размере €140 млрд.
Эта цифра была определена ЕК как разумный компромисс: она меньше суммы в €210 млрд, находящейся в Euroclear, и при этом достаточна для удовлетворения крупных нужд Украины на два-три года (оборона, восстановление, бюджет). Предполагается, что оставшиеся €70 млрд могут быть использованы в случае юридических и финансовых рисков. Как отмечает ЕК, для осуществления плана необходимо обеспечить «постоянную иммобилизацию» российских активов – то есть, чтобы они не могли быть «разморожены» до окончательного расчета.
По замыслу еврочиновников, Euroclear переводит наличные средства, скопившиеся на базе погашенных облигаций и других активов РФ, на счет ЕС. Затем тот – от имени всех стран-членов – предоставляет кредит Украине, обеспеченный этими активами. Киев будет погашать кредит не сразу, а после завершения конфликта – за счет репараций от России. Соответственно, российские активы выступают в роли залога, а не просто конфискованных средств. Эта идея изначально столкнулась с позицией официальной Бельгии, которая потребовала надежных гарантий и формального согласия всех членов ЕС. Дальнейшие события также оказались не в пользу инициаторов.
— ЕЦБ принял абсолютно ожидаемое решение, — говорит в беседе с «МК» ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Когда обсуждение темы «репарационного кредита» только начиналось, оно вызвало крайне неоднозначную реакцию со стороны европейского регулятора. Он заявил, что свое заключение мы вынесем лишь после получения всех необходимых документов в официальном порядке. В ЕЦБ явно учитывали опасения, звучавшие со стороны Euroclear и премьер-министра Бельгии. Реализация проекта могла бы привести к нарастанию турбулентности на европейском рынке, уходу инвесторов, колебаниям процентных ставок по всем обращающимся бумагам, ухудшению условий заимствований через выпуск государственных облигаций для покрытия дефицита бюджета ЕС.
А сейчас добавился еще один, причем ключевой фактор: сам по себе проект «репарационного кредита» выходит за рамки официального мандата ЕЦБ. Согласно действующему законодательству ЕС, в таком случае регулятор не имеет права выступать в роли последней инстанции. То есть финансировать долговые обязательства правительств, напрямую покупая их облигации. В ЕЦБ четко дали понять, что речь идет о нарушении его базового принципа и глобальных рисках для инвесторов, работающих на европейском финансовом рынке.
— Означает ли это, что тема «репарационного кредита» закрыта окончательно, что Еврокомиссия оставит наконец свои усилия в этом плане?
— Разумеется, тема далеко не исчерпана. На повестке дня евросаммита 18 декабря стоит обсуждение условий предоставления кредитной помощи Украине. На данный момент вопрос закрыт лишь с позиции ЕЦБ, которая сводится к обращенной к Еврокомиссии жесткой мысли: «будьте добры, ищите других гарантов, находите решение без нас, формируйте кредит за счёт своих собственных средств. Однако, что бы вы ни делали, вы все равно подтолкнете Российскую Федерацию к искам к Бельгии, в юрисдикции которой находится Euroclear. Гарантировать бельгийскому депозитарию возмещение неминуемых потерь придется именно вам».
Еврокомиссия, безусловно, не оставит попыток использовать российские активы для обоснования идеи «репарационного кредита». Но остается вопрос, каким образом она будет компенсировать Euroclear потенциальный ущерб, находясь в том коридоре возможностей, который для неё обозначила Бельгия.