в

За молоком и пивом — со своей тарой?

За молоком и пивом - со своей тарой?

Производители молочной продукции и напитков тревожатся: изготовители упаковки уходят с рынка. Похоже, скоро очень остро встанет вопрос, во что разливать молоко, пиво или соки.

Помимо повышения цен на продукты, потребителей может подстерегать еще одна проблема. Если напитки не во что будет упаковывать, не останемся ли мы без этой продукции? Ну или, может быть, магазинам и производителям товаров придется срочно перестроиться и начать продавать товар на розлив. Не прикупить ли пару уже подзабывшихся бидонов?

Американская компания Ball — крупный производитель алюминиевых банок — уходит с российского рынка. В 2021 году заводы компании выпустили более 5,5 млрд единиц продукции. Ball делает тару для более чем 60% напитков, производимых у нас. Правда, американцы планируют продать свой российский бизнес другому владельцу, но когда это еще произойдет? А пока заводы Ball в Московской, Ленинградской и Челябинской областях, похоже, встанут.

Есть еще один производитель алюминия для пищевой упаковки — это польская CanPack, у нее есть заводы в Московской и Ростовской областях. Будет ли CanPack работать в России или тоже уйдет, пока неясно.

Кроме алюминиевых банок есть и другая тара — полиэтиленовые пакеты, стеклянные и ПЭТ-бутылки… А что с этим? Тоже не все гладко. Самые мощные производства специальной асептической картонной упаковки для пищевой продукции — это Tetra Рak и Elopak. Elopak заявила, что приостанавливает свою работу в России, так же как и компания Stora Enso. А Tetra Рak сокращает объемы. Упаковка, которую создают эти производители, непростая: в ней могут быть слои фольги и полиэтилена, также она имеет особый состав и поверхность — все это дает возможность хранить продукцию в течение большого срока.

Тем временем дефицит тары уже привел к росту ее стоимости. Скажем, гофрокороба (это транспортировочная упаковка) подорожали на 30%, полипропиленовая пленка вообще взлетела в цене вдвое. Упаковочные картонные пачки для соли стоили 3,92 рубля за килограмм веса, а теперь уже 8,69 руб­ля. Дорожает и логистика. Да, на долю упаковки приходится лишь 5% от общей стоимости товара, но все же это не останется незамеченным, производители будут терять в деньгах, а значит, компенсировать потери на стоимости товара. Поэтому неудивительно, если мы скоро увидим совсем другие ценники в магазинах или… молоко не в красивых пакетах, а в бочках и цистернах.

Глава Союзмолока Артем Белов, правда, утверждает, что дефицита молочной продукции в связи с указанными проблемами бояться не стоит. Во-первых, у производителей еще есть старые запасы. Ну а, во-вторых, придется в любом случае искать альтернативы — находить других производителей, менять формат или размер упаковки и так далее.

Однако не все эксперты так оптимистичны. Например, Константин Синецкий, глава Южного молочного союза, рассказал журналистам, что в Краснодарском крае молокоперерабатывающие предприятия почти полностью сидят на упаковке Tetra Pak.

В другой упаковке, волнуются эксперты, продукция может ухудшить свои качества с точки зрения сроков хранения. А еще изменится логистика. Все это бьет по бюджетам молочных заводов. Да и вообще упаковка Tetra Pak уже давно используется настолько массово (и не только в упаковке молока или соков), что сложности точно неизбежны.

Еще одна проблема, которая вскрылась попутно: упаковку еще и дезинфицируют с помощью перекиси водорода. А это средство тоже, как оказалось, делают не у нас. Константин Синецкий считает, что складывающаяся ситуация может ударить по качеству продукции, которую мы видим на магазинных полках.

Казалось бы, Россия владеет огромными лесными массивами и уж чего-чего, а бумаги у нас хватать должно. Но это впечатление обманчиво, лес мы продаем за рубеж, а с бумажным производством у нас не все просто. Поэтому и специализированную современную упаковку для пищевой продукции мы традиционно закупали за рубежом. В общем-то, это объяснимо: Tetra Рak — заслуженный лидер в этом направлении, стоит ли изобретать велосипед? Но теперь, похоже, придется.

Кстати, выяснилось, импортное сырье все же можно заменить российским белым пищевым картоном — это могут сделать компания Sylvamo, работающая в Светогорске, и компания Mondi в Сыктывкаре. В ближайшее время будет выпущена пробная партия такого картона. Если все будет удачно, то из него будут делать асептическую тару для пищевой продукции. Ну и, наконец, у нас в массовом объеме производится бурый картон. Так что хочешь не хочешь, а придется упаковывать еду в российские варианты.

Марина Лепина.

Источник: mirnov.ru

Присоединяйтесь к нам в Google News, чтобы быть в курсе последних новостей
Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Вы отреагировали на "За молоком и пивом — со своей тарой?" Только что