Они располагаются в прохладных палатках, ломают пальцы, пытаясь снять погоны, круглосуточно поддерживают огонь костра и сражаются друг с другом и с колдунами. На протяжении двадцати лет московские студенты участвуют в своём варианте «Зарницы». Какова роль Бабы-Яги, выясняла корреспондент «Газеты.Ru».
Прохладный осенний лес неподалёку от Москвы. Кучи палаток, множество костров, горящих без перерыва в течение трёх дней, толпы парней и девушек в камуфляже. Это не военные учения и не лагерь юных скаутов, как может показаться на первый взгляд. Здесь не обучают управлению дронами, вязанию узлов или строевым шагам — однако каждый год сюда стремятся попасть сотни желающих.
«В этот раз на место был конкурс пять человек… А наш Вождь, говорят, ездил семь раз, но больше не пустили…
У нас в этом году одна девушка ушла сразу, как узнала, что душа не будет»,
— обсуждают участники.
То, что здесь происходит, именуют просто — Лес с большой буквы. «Лес» уже двадцать лет организуется Российским технологическим университетом (РТУ МИРЭА), но даже внутри его стен не все осведомлены о существовании этого проекта. Для участия не обязательно быть студентом МИРЭА, хотя в первую очередь стараются привлечь первокурсников. Те, кто «прошел Лес», становятся частью своеобразного братства, пережившего уникальный опыт. Масштабы братства впечатляют — каждую осень Лес собирает около 500 человек.
«Сложно объяснить, чем мы здесь занимаемся… Вроде просто бегаем и рвём погоны, а как будто целую жизнь каждый раз проживаешь», — задумчиво говорит один из участников, с которым я встретилась на лесной тропинке.
Во время военно-ролевой игры «Лес»
Анна Громова/«Газета.Ru»
«Вождь должен быть как в жизни — с умом»
Основой «Леса» служит старая-добрая советская «Зарница». Всю группу участников делят на 16 команд, и только одна из них станет «Хозяевами Леса». Каждый игрок носит на себе погоны на липучках, цель — снять погоны с противника, сохранив свои. Потерял все погоны — «умер». Что любопытно, не каждый готов принять такую механику игры.
«Срывать погоны для меня — это сразу удар в [лицо] без разбора. Я не могу воспринять это как игру или шутку. Это честь и достоинство военнослужащего», — резюмирует знакомый молодой человек, отслуживший в армии, когда я пытаюсь объяснить суть «Леса».
Тем не менее, если советская игра тайно готовила юных пионеров к возможной войне, «Лес» наоборот, стремится максимально абстрагироваться от реальности. В отличие от «Зарницы», здесь есть сюжет, представленный в сказочно-славянской эстетике. Соперничают не команды, а «племена», у каждого из которых есть свой дух-хранитель в виде животного или птицы, в честь которого оно названо: «Вороны», «Змеи», «Филины», «Барсы» и т. д. Во главе племени стоит не капитан, а выборный Вождь.
В ходе игры племена сталкиваются, сражаются или дружат не только друг с другом, но и с существами, населяющими лес, такими как «лешие», «дремуны», «дивы», «разбойники» и даже местная Баба-Яга. Мистических персонажей изображают люди, обычно взрослые, которые ранее были обычными игроками, а затем перешли в организаторы.
«В прошлом году настоящего актёра кто-то привёз. По-моему, он не совсем понял, что происходит, но получил максимум удовольствия», — делятся опытные участники. — «Впрочем, некоторые наши так отыгрывают роли, что можно снимать кино».
Последнее действительно впечатляет. Проведя некоторое время на игре, понимаешь, что «Лес» предоставляет каждому шанс на вторую жизнь. Если в обычной жизни ты всего лишь студент, бариста, айтишник, то здесь можно стать кем угодно. Всемогущим Лешим, перед которым склоняются все племена. Вождем, за которым без колебаний идут в бой. Просто бойцом, на которого с восхищением смотрят другие.
Участники военно-ролевой игры «Лес»
Даниил Аккерман
«Я так завидую тем, у кого это дано от природы. Кто приезжает в Лес, и у него сразу получается срывать погоны. Они настоящие легенды. Когда проходила Битва Сильнейших (ежегодный турнир, куда каждое племя выставляет трёх чемпионов, за сражением которых следят сотни зрителей), у меня сердце замерло, так они сражались друг с другом», — с глубоким уважением признаются некоторые игроки.
Пусть и на три дня, но для участников Лес становится реальнее мира за его пределами.
Мировые новости, личные проблемы — для постороннего здесь просто нет времени. Это редкое место, где в руках практически невозможно увидеть телефон. Вместо социальных сетей нужно успеть нарубить дров для лагеря, подшить форму, обсудить стратегию, помыть котлы и хотя бы немного поспать.
Участник военно-ролевой игры «Лес»
Даниил Аккерман
В таких условиях вчерашние незнакомцы быстро становятся настоящим племенем. Пока парни коллективно колют дрова и перетаскивают воду, девушки чинят их куртки и помогают с едой (патриархальное разделение труда, которое, казалось бы, устарело в современном городе, в условиях выживания на природе оказывается естественным). Каждое племя располагается в отдельном лагере вокруг своего костра, который должно поддерживать круглосуточно, и полностью само себя обеспечивает.
Наблюдая за лагерями, я замечаю, что наиболее успешно выступают команды, которые сумели лучше сдружиться, а не те, где больше «крепких парней». Те, у кого в лагере никогда не заканчиваются дрова, и где все без вопросов помогают друг другу — именно они выходят на игру сплочённой группой.
«Вождь тоже имеет значение. Он должен быть как в жизни — с умом. Часто выбирают просто самых сильных и наглых, но они не разбираются в ситуации. Вождь влияет на дух племени, на то, как они себя проявляют, каким путём он их ведёт. Это игра, но на самом деле, это ведь симулятор реальной жизни», — размышляет опытный Вождь, которого я прошу назвать главное качество хорошего лидера.
Полную галерею можно посмотреть в отдельном репортажеСмотреть фото
«Магия — это для девушек»
Без сильного духа в Лесу не обойтись — игроки спят по пять-шесть часов в палатках, постоянно в движении, иногда получают травмы. Случайно подвернули ногу, потянули плечо, неудачно упали, не говоря о синяках и мозолях — несмотря на строгие правила безопасности, полностью избежать этого невозможно (поэтому к участию допускаются только совершеннолетние, а для пострадавших дежурит палатка спасателей, и при необходимости их сразу отвозят в ближайший травмпункт). На этом фоне возможно неожиданно обнаружить что-то новое о себе.
«Блин, я уже устала, не хочу драться», — подслушиваю я жалобы девушек в одном из племен.
«У меня, кажется, палец сломан. Да пофиг, только переживаю, что теперь мало погон сорву»,
— переживает девушка в другой команде, которая ещё до игры волновалась, что придется прятать маникюр на ногтях.
Участник военно-ролевой игры «Лес» наносит макияж
Даниил Аккерман
Механика боя по-своему уравнивает шансы игроков. Погоны крепко держатся на месте, а противникам запрещено бить, бросать на землю, специально валить, держать за руки — использовать любые силовые приемы. Поэтому для успеха совершенно не обязательно быть самым физически сильным, высоким или агрессивным (наоборот, агрессия крайне не приветствуется). Талантливый боец разрабатывает технику, похожую на танец, основанную на ловкости и хитрости, и среди умелых воинов немало девушек.
Во время военно-ролевой игры «Лес»
Анна Громова/«Газета.Ru»
«Нет ничего страшнее в Лесу, чем 150 сантиметров чистейшей ярости с единственным погоном на ноге», — смеются парни, обсуждая участниц.
Кроме того, погоны можно снимать с помощью магии. Это тоже непросто, для «колдунов» разработана сложная система правил. Однако некоторые принципиально не используют этот способ, потому что «магия — это для девушек».
«Я вообще из полиции, но сегодня я [Бобер] (название племени изменено по просьбе участника). На Лесе уже не первый раз, очень люблю этот проект. Здесь отдыхаешь от всего, от работы», — делится девушка-колдун, на моих глазах с помощью магии пачками снимающая погоны с чужаков.
«А ты кем работаешь в обычной жизни?» — интересуюсь я у судьи, который представляет здесь особую касту. Одетые полностью в черное, они следят за безопасностью и соблюдением правил, один их свисток сразу останавливает всё вокруг. Авторитет любого из них в Лесу непререкаем.
«Да, честно говоря, ни кем особенно не работаю. Так, дома сижу», — смущается судья.
Судья проверяет форму участника военно-ролевой игры «Лес» перед выходом
Даниил Аккерман
«Сердце не может умереть»
Основной возраст участников — до 25 лет, поэтому никто «не увлекается слишком серьезно», как выражаются игроки. Над чащей время от времени раздаются смешные кричалки, играются шуточные свадьбы, а какие-то взрослые страшные «нелюди» с удовольствием приносят колонку и танцуют между боями.
«На медведя не быкуй! У него огромный… тотем!» — хором кричит племя Медведей, пробегая мимо на своё задание. — Сосем.. только лапу!»
«Я говорю — Макан! Вы говорите? Кабан!» — переделывает обидный матерный мем про популярного русского рэпера другая команда. Нецензурная брань на проекте (как и алкоголь) запрещена, и, что удивительно, это правило соблюдается.
«А мы слышали, у Ящеров в этом году какая-то интересная кричалка? Может, они её расскажут?» — любопытствуют ведущие на одном из общих собраний. «Ящеры» скромно молчат (позже выясняется, что их внутренняя речевка звучит так: «Как глубоко? По самые яйца!»)
Участники военно-ролевой игры «Лес» у костра
Даниил Аккерман
Забавным образом всё это сочетается с крайне серьезным сюжетом самого «Леса». Это одна большая история, которая развивается 20 лет и зависит от решений племен каждый год. Конечно, на кону судьба мира, но есть место и множеству маленьких моральных дилемм. Убить невиновного человека или пощадить и потерять время? Пытаться спасти погибающий город или помочь разграбить его и забрать добычу? Вступить в секту с туманными целями, обещающую поддержку вашему племени, или остаться верным старым богам до конца?
«Правильных» решений нет, но последствия не заставят себя ждать — порой весьма неожиданные. Все задания племен связаны с общим сюжетом, на основе своего выбора они получают дальнейшие квесты и конфликтуют между собой. Ведь если вы хотите защитить невинных, то другие не прочь уничтожить вас вместе с ними.
«Я не представляю, сколько труда во всё это вложено. Ты в курсе, что организаторы заезжают на полигон за неделю до игроков?
Главное, им же за это не платят.
Мне грустно, что какая-нибудь семнадцатилетняя девушка даже не понимает ценность этого места. Столько людей тратят год на то, чтобы создать для нас сказку на пару дней», — вздыхает Вождь «Барсов», с которой я обсуждаю проект.
Участницы военно-ролевой игры «Лес»
Анна Громова/«Газета.Ru»
Сколько стоит «Лес», никто не раскрывает (для игроков участие бесплатное), на сайте проекта не указано ни одного спонсора. Ради игры при этом всё делается с нуля — антуражные локации посреди голых полян, дороги, сцена с электричеством, где по вечерам проходят концерты и театральные номера, костюмы для множества персонажей. Кроме того, всех игроков централизованно завозят и увозят на автобусах.
По мере погружения я узнаю самый тревожный слух этого года — поговаривают, что этот «Лес» последний. То ли начались проблемы с финансированием, то ли кто-то из основных создателей собирается на пенсию, но пока никто не знает, что будет дальше. На фоне слухов заканчивается и текущий сюжет — в этот раз племена не смогли принять верное решение и спасти мир. В конце третьего дня организаторы объявляют Конец света, и на этой ноте игра завершается.
Участники военно-ролевой игры «Лес» поют песни под гитару у костра
Даниил Аккерман
«Чем закончился «Лес. Сердце Мира»?… Сердце Мира поглотила Мгла. Сегодня весь наш Лес умер», — коротко гласит последний пост в официальной группе проекта.
«Какова жизнь вокруг, такой и Лес получился в этом году, — задумчиво говорит один из игроков, с которым мы пытаемся осмыслить сюжет. — Если честно, жесть, такого финала никто не ожидал. Но, знаешь, я уверен, каждый ждёт, что это ещё не конец».
На четвёртый день Лес разбирают. Локации сворачивают, мусор тщательно подбирают, участников забирают вереницы автобусов, костры племен гасят и закапывают пепелища. Пустая чащоба остаётся в нетронутом виде. Смотря на неё в тишине, кажется, что ничего и не было.
Тем не менее, вновь взяв в руки телефон, я с интересом наблюдаю, как «Лес» продолжает жить. Участники создают чаты, договариваются о встречах в городе, вспоминают волнующие моменты, продолжают обсуждать сюжет. И делятся тем, как мечтают вернуться обратно.
Участник военно-ролевой игры «Лес»
Даниил Аккерман
«Как думаешь — что дальше?» — с некоторым беспокойством спрашивают меня на прощание.
«Мне кажется, они, возможно, сами до конца не осознают, что создали за 20 лет. Но это место так выросло, что не может просто угаснуть. Слишком много людей любят его.
И верят, что Лес так или иначе вернётся, даже если мгла поглотит всё вокруг»,
— в духе проекта отвечаю я, аккуратно убирая нашивку своего племени в карман.
Даже если это можно назвать эскапизмом, возможно, именно в таком месте нуждаются многие из нас, независимо от возраста.