Родители учеников Бурятии недовольны: их детей в возрасте 11-13 лет попросили заполнить анкету с довольно странными, по их мнению, вопросами для этого возраста. Ребятам предлагают признаться в употреблении алкоголя, курении, экспериментировании с наркотиками и других нежелательных наклонностях. Мамы и папы считают, что задача явно не соответствует их возрасту. Однако в управлении образования утверждают, что выявление склонности к девиантному поведению на ранних стадиях является важным. «МК» обратился к известному психологу за комментарием по поводу новой школьной инициативы.
В распоряжении «МК» оказался спорный опросник для учеников средней школы. Вопросы аккуратно размещены на двух сторонах листа формата А4. Если пятиклассники, которым 11 лет, участвуют в тестировании, то для их возраста оно кажется довольно откровенным. Эти дети еще не достигли пубертатного возраста и относятся к категории предпубертата. Формально они даже не являются подростками. И о наркотиках, алкоголе и сложных чувствах, о которых спрашивают, они пока не склонны размышлять. Например, вопросы о вредных привычках звучат так: «я курю», «я нюхал клей, растворители, пробовал наркотики, курительные смеси», «я употребляю пиво и другие спиртные напитки». Ответы принимаются «да» или «нет».
Под предлогом ребятам предлагается сдать своих родителей и окружение. Есть несколько разоблачающих вопросов: «мои родители пьют», «мои друзья пьют, курят», «у меня есть судимые родственники». Все они также являются «закрытыми», то есть не предполагают развернутых ответов.
В опроснике также оценивается знакомство и употребление обсценной лексики (вопрос: «бывает, мне хочется выражаться грубыми нецензурными словами»). Если ребенок знаком с такой речью, то, вероятно, захочет похвастаться. А если не знаком, то даже не поймет, о чем его спрашивают.
Вопросы для глубокого самоанализа звучат так: «бывает, спорю и ссорюсь с родителями», «я не хочу учиться и работать», «я могу взять чужое, если мне надо или очень хочется», «у меня бывают сильные желания, которые обязательно надо исполнить», «среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся». Попробуйте провести эксперимент и задать себе такие вопросы. Каждый взрослый знает, что в таких случаях нужно отвечать не честно, а «правильно». Однако если задуматься и углубиться в себя, то каждый иногда не хочет работать и учиться. В 12-14 лет мечтал сбежать из дома на северный полюс, ссорился с родителями и мысленно «взрывал» школу, придумывая козни для тех, кто его обидел. И ведь детская фантазия так богата! Но ни один здоровый школьник не собирается это делать на самом деле. А нездоровый — никогда не признается.
Если же честный ученик решит дать правильные и откровенные ответы на вопросы и после самоанализа напишет положительный ответ, то какие выводы о нем сделают где-то там наверху? Ведь даже постановка на внутренний учет отражается в личном деле.
Так может быть такая хорошая идея, как выявление зачатков девиантного поведения на ранних стадиях, потерпит неудачу из-за слишком прямолинейного анкетирования? И создаст проблемы на ровном месте для благополучных и честных детей?
«МК» обратился к психологу Ирине Каленовой за комментарием по поводу анкетирования в школах. Этот опыт применяется не только в школах Бурятии.
Ирина Константиновна начала свою трудовую биографию еще во времена Советского Союза. Долгое время она работала в психологической службе прокуратуры, где ее отдел занимался предупреждением детских и подростковых преступлений. Используя свой большой опыт в области девиантного поведения школьников, психолог согласилась проанализировать некоторые из вопросов анкеты.
— Такие опросы абсолютно бесполезны. Лично я на почти все вопросы ответила бы «да». Простите, но неужели никто из нас не переходил улицу на красный свет или не ехал без билета в трамвае? Вопрос о курении или употреблении наркотиков тоже ничего не даст. Умный ребенок просто соврет. Положительные ответы на вопросы о крамольных желаниях тоже ничего не дадут. Я тоже в детстве мечтала взорвать школы. Но от мечты до ее воплощения — очень большой путь. Мало ли какие мысли приходят в голову.
Если целью анкетирования было выявление психиатрических проблем, то это тоже не получится. И острый конфликт с помощью этих вопросов не выявить.
Помню, во времена школьных банд мы проводили анкетирования в классах. Но мы задавали более хитрые вопросы. Например, «если что, вы знаете, где купить наркотики?» Если хотя бы один человек знал, это еще ничего. А если половина знала, то значит, в школе есть наркотики.
Что касается девиантного поведения, то его могут выявить только личные беседы с психологом. И только к десятой сессии можно понять, что с ребенком что-то не так. И это не будет стопроцентное утверждение. Никто не может точно сказать, совершит ли ребенок насилие или нет, сделает ли он последний шаг. Выявляется лишь склонность. Это всего лишь советы из разряда «обратите внимание».
А если подросток мелко хулиганит, это говорит о его положительных качествах. Он нарушает границы дозволенного, действует спонтанно, что свидетельствует о том, что во взрослой жизни он станет успешным человеком.