Известная онлайн-рекрутинговая платформа опубликовала результаты социологического опроса: 90% родителей школьников хотели бы пересдать Единый госэкзамен (ЕГЭ) по всем предметам. И так, чтобы сохранялся лучший, а не худший результат. Выяснилось, что даже учителя выпускных классов не против пофантазировать о массовой пересдаче главного госэкзамена. С инициативой «взять и пересдать ЕГЭ» на днях вновь выступили депутаты одной из думских фракций.
Следует учесть: ЕГЭ сдается по 10 предметам (к тому же математика делится на две части, а ЕГЭ по иностранным языкам проходит в два дня), увеличение числа организаторов и других сотрудников, необходимых для проведения ЕГЭ, потребует привлечения армии из 3 миллионов человек. Это абсолютно невозможно, учитывая, что в России чуть более миллиона школьных учителей. И не следует забывать, что экзамены, как мы заметили, не обещают стать легче, обретая специфику при поступлении в вузы с 2027 года.
Вернемся к опросу. Из 1600 взрослых и «экономически независимых» участников больше всего сторонников тотальной пересдачи ЕГЭ среди родителей старшеклассников. Среди них 9 из 10 выразили поддержку данной инициативе.
Среди остальных родителей за «пересдачу всех ЕГЭ» высказались три четверти респондентов текущего года. Против проголосовали 8%, а 17% затруднились с ответом.
Женщины, которым чаще приходится помогать детям с учебой, поддержали депутатскую идею пересдачи в 79% случаев (в то время как среди мужчин «за» — 71%). Как говорится, с чем не согласишься ради детей.
Но, что удивительно, за такую пересдачу высказались и 68% учителей 10–11 классов. Вероятно, среди них есть те, кто мечтает получить «100 тысяч за стобалльника» вдобавок к зарплате. Или они виртуально планируют улучшить отчетность по успеваемости.
Среди других педагогов ожидания по поводу ЕГЭ гораздо скромнее. При этом каждый пятый из опрошенных учителей выразил протест против такого предложения.
— Возможно, я сейчас размышляю как математик, но помимо логистики и финансирования, необходимых для организации повторных пересдач, есть ряд возражений, — говорит учитель математики и педагог-организатор на ЕГЭ Нина Викторова. — Первое «но» заключается в смысле. Где вы вообще видели экзамены, которые можно пересдавать целиком в тот же год? Одна пересдача здесь, по сути, является уступкой, уже существуют резервные дни.
И они представляют собой вторую задачу. После каждой группы экзаменов есть резервный день для пересдачи и ещё один общий резерв для «всех ЕГЭ». Если это уже имеется, не логичнее ли бороться за то, чтобы участие в резервной пересдаче стало проще, смягчить регламент «попадания на резерв»?
И это не все. Много говорят об избыточном психологическом давлении во время ЕГЭ и высокой стоимости. Но если будут пересдачи, то и стрессов, и подготовок с репетиторами прибавится.
«МК» тоже приберег свои возражения, по мелочи. Одна июльская пересдача, которую внедряют с 2024 года, уже создает интригу. Не только с выдачей школьных аттестатов, но также с поступлением в вузы, где имеются вступительные испытания. Серия экзаменов-пересдач перехлестнёт экзаменационную кампанию в школах с приемной кампанией в вузах.
А перенести начало экзаменов «на пораньше» невозможно, поскольку в марте-апреле проходит ЕГЭ досрочного периода. К тому же там «всероссы» (ВПР, всероссийские проверочные работы) активно сдают. И ещё ОГЭ проходят в школах, на минуточку, и общий экзамен сдает в два раза больше школьников, чем ЕГЭ.
Да и финалы перечневых олимпиад первого уровня проходят в это же время весной, с олимпийской сложностью подготовки материалов. Победа или участие в финале всероссийских, вузовских или отраслевых состязаний — это то, к чему одаренные дети и их семьи стремятся несколько лет. Только во Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ) каждый год участвует до 8 тысяч человек…
Таким образом, идея пересдавать все ЕГЭ выглядит как наивная утопия уровня формата «взять и все поделить», нечто вроде страны Беловодье в системе образования. Даже неспециалисту очевидно, что «вода» при этом льется на мельницу узкопопулистских интересов.