Средневековый архиепископ Терстан объявлен “пропавшим” английским святым. Историки обнаружили запись о нем в богослужебной книге из монастыря Понтефракт, который был опустошен во время реформации.
Терстан был одной из самых влиятельных фигур средневековой Англии – архиепископом Йоркским, основателем монастырей и защитником от вторжения шотландцев, пишет The Observer.
Теперь британская государственная Комиссия по историческим зданиям и памятникам Англии («Английское наследие”) обнаружила доказательства того, что Терстан, который был архиепископом с 1114 по 1140 год, является одним из утраченных святых Англии, в давно забытой записи в рукописи 15-го века.
Доктор Майкл Картер, историк из “Английского наследия”, сделал это открытие во время исследований в Королевском колледже Кембриджа, когда просматривал служебную книгу из монастыря Понтефракт.
Книга, которую монахи использовали для совершения мессы, включала календарь праздников всех святых, отмечаемых в монастыре. “Я проводил кое–какие исследования по реликвиям святых и просмотрел эту рукопись — это был первый день возвращения из отпуска, и, боже, это вывело меня из оцепенения, которое я, возможно, испытывал”, — сказал Картер.
Там, в записи за 6 февраля, была строка на латыни, гласящая “Смерть святого Терстана, архиепископа Йоркского, 1140 год от рождества Христова”, написанная красными чернилами – еще один признак ее значимости.
Это доказывает, что через три столетия после его смерти монахи монастыря Понтефракт считали Терстана святым, поясняет доктор Картер.
В Англии насчитывается 173 святых, которые монахи Понтефракта назвали бы “святым обществом небес”. Как мог один из них пропасть без вести? У Генриха VIII и Томаса Кромвеля есть ответ, пишет британской государственной Комиссии по историческим зданиям и памятникам Англии.
“Разрушения во время Реформации необычайны, особенно в монастырях, — сказал Картер. – По оценкам, сохранилось не более 5% материальных ценностей английских средневековых церквей, а в монастырях этот показатель, вероятно, значительно ниже 1%”.
Монастырь Понтефракт также стал жертвой роспуска католических монастырей Кромвелем. Последний настоятель и монахи уехали в 1539 году, и сейчас от обители ничего не осталось.
Однако есть еще одна причина, по которой святость Терстана была упущена из виду, – его решение отправиться в Понтефракт. В молодости Терстан дал обет вступить в орден клюнийских монахов, поэтому в возрасте 70 лет, когда его здоровье пошатнулось, он сложил с себя полномочия архиепископа и присоединился к ордену.
“Держу пари, каноники Йоркского собора были в ярости из-за того, что он решил умереть в Понтефракте, — говорит Картер. – В стенах Кентербери было похоронено множество архиепископов. Но в Йоркском соборе их не было, и Терстан, вероятно, был лучшим кандидатом”.
Терстан родился в Нормандии примерно в 1070 году, в тот год, когда Вильгельм Завоеватель опустошил северную Англию в ходе так называемого северного похода, убив десятки тысяч людей в результате того, что некоторые назвали геноцидом.
Отец Терстана был каноником в соборе Святого Павла в Лондоне, и семья вернулась в Англию в 1104 году. Терстан работал на Вильгельма II, затем на его брата Генриха I, который решил, что его скромный капеллан должен стать архиепископом Йоркским в 1114 году.
Возможно, Генрих надеялся, что это быстрое возвышение разрешит спор между Йорком и Кентербери, чьи церковники считали, что они должны быть верховными в Англии. Терстан не согласился и отказался официально заявить о послушании архиепископу Кентерберийскому. Чтобы избежать гнева короля, он провел следующие пять лет в Европе.
Это сделало Терстана “человеком европейского масштаба”, по словам профессора Джанет Бертон, профессора средневековой истории Уэльского университета Тринити Сент-Дэвид и специалиста по средневековым монашеским и религиозным орденам, которая написала статью о Терстане в Оксфордском национальном биографическом словаре.
“Открытие доктора Картера добавило дополнительное измерение к нашему пониманию наследия Терстана и его места в религиозной культуре средневекового севера”, — констатирует она. – Первые пять лет своего пребывания в должности Терстан провел на континенте, где он наслаждался общением с папами и кардиналами, а также с ведущими деятелями новых, зарождающихся монашеских движений”.
Окончание набегов викингов и других вторжений привело к большему процветанию по всей Европе и рождению эпохи возрождения 12-го века, которая ознаменовалась расцветом университетов в Оксфорде и Кембридже.
По возвращении в Англию Терстан разрешил спор с Кентербери с помощью папы римского и провел большую часть своей карьеры, способствуя основанию монастырей, включая Байлендское аббатство, аббатство Риво и Киркхемский монастырь.
После смерти Генриха I в 1135 году Англия оказалась втянутой в гражданскую войну между дочерью Генриха, императрицей Матильдой, и его племянником Стефаном Блуа. Давид I Шотландский вторгся в страну в 1138 году, и Терстан собрал английскую армию, которая разгромила шотландцев в битве при Штандарте.
“Нет никаких сомнений в том, что он был великим церковным политиком, и у него были связи с самыми высокопоставленными лицами в стране, но он также был глубоко, глубоко набожным”, — отмечает Картер.
После смерти Терстана монахи в Понтефракте установили его святость, эксгумировав его тело два года спустя и обнаружив, что оно хорошо сохранилось, источая запах святости. По словам Картера, он был провозглашен святым без какой-либо необходимости в одобрении Папы Римского — процесс, который в то время еще не был изобретен.
“Запись в этой рукописи является недвусмысленным доказательством того, что Терстан действительно был святым, — сказал Картер, — и что его имя следует рассматривать наряду с другими религиозными современниками в Северной Англии, включая святого Уильяма и святого Элреда из Риво, святого Вальдефа из Киркхэма и Мелроуза и святого Годрика из Финчейла”.