Все дороги станут платными?

Все дороги станут платными?

Стоило одному скромному чиновнику лишь намекнуть публично, что к 2030 году в России может появиться система платного проезда по всем автомагистралям, как Министерство транспорта тут же заполошно кинулось это опровергать. Как говорил Винни Пух, это «ж-ж-ж» неспроста…

Водители из Петербурга, чаще всего использующие недешевый Западный скоростной диаметр (ЗСД), сразу предположили, что подобные заявления — это не что иное, как попытка оценить общественное мнение: воспримут ли граждане призыв раскошелиться, готовы ли они полностью покрывать расходы на проезд по дорогам?

Напомню, что платные дороги в России были реализованы указом Бориса Ельцина в 1992 году. Однако значительный толчок их развитию дало образование в 2009 году государственной компании «Автодор». Руководство компании неоднократно заявляло, что стоимость платных дорог составит 1 рубль за километр для легковых автомобилей. Всего-то! Хотя допускалось изменение тарифа проезда в соответствии с инфляцией. Но тогда автолюбители не воспринимали эту информацию как угрозу: все только начиналось.

Год начала отсчета, или включения счетчика, можно считать 2013-й. Глава «Автодора» Сергей Кельбах тогда заявлял: «По самым грубым подсчетам стоимость проезда легкового автомобиля от Москвы до Санкт-Петербурга составит в пределах 1 тысячи рублей». Где у нас сейчас такие дороги?

С учетом того, что инфляция с 2013 года составила 142%, проезд по платным дорогам в 2025 году должен стоить 2,42 рубля за километр для легкового автомобиля. Однако сегодня доехать по трассе М-11 «Нева» из Москвы до Питера стоит 6,85 рубля за километр с понедельника по четверг; 7,4 рубля — в воскресенье; 8,07 рубля — в пятницу и субботу.

Но не будем о грустном. Лучше порадуемся за соседей, узнав, что платные дороги в Казахстане в 14-23 раза дешевле российских. С чего бы это?

Ладно Казахстан. Но в богатой, зажравшейся Европе наверняка не так…

Согласно данным крупнейшего оператора платных дорог во Франции — VINCI Autoroutes, — цены там на платные дороги оказываются вполне сопоставимы с ценами в России. Но уровень благосостояния граждан Франции, как известно, значительно превышает уровень благосостояния граждан России. Достаточно сравнить среднюю зарплату: она в 2024 году во Франции составляла 3741 евро в месяц, или 366 207 рублей по курсу на сентябрь 2025 года. Вывод: цены на платные дороги в России следует признать сильно завышенными.

Кстати, в России за дороги платят фактически дважды, даже когда съезжаете на разбитое вдрызг шоссе. Поскольку у нас в цене каждого литра бензина или дизельного топлива примерно половину составляет акциз — налог, который идет на строительство и ремонт дорог. Таким образом, каждый из авто­владельцев, пользующихся платными или бесплатными дорогами, в любом случае раскошеливается на дороги.

«Переход на платные дороги неизбежен, — рассказывает научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. — Все дело в экономичности современных машин — топливных акцизов не хватает на строительство и содержание дорог. Доходная база дорожных фондов не только в России, но и примерно в 150 странах мира сжимается. Автомобили тратят на каждые 100 километров пробега все меньше бензина и дизтоплива, соответственно, все меньше пополняют дорожные фонды. Ведь именно в цене топлива заложена та самая налоговая компонента, которая попадает в фонд. А из него уже финансируется ремонт и содержание».

Нам обещали, что правительство только начнет вкладывать государственные деньги в строительство дорог, а потом значительную часть расходов возьмут на себя частные инвесторы. Но за 16 лет существования ГК «Автодор» построено только три крупные новые автодороги: М-11 «Нева», М-12 «Восток», частично использующая трассы М-7 и бывшую трассу Р-242, а также ЦКАД, частично идущая по старому ходу трассы А-107 с ограничениями до 60 км/час.

Ни о разветвленной сети скоростных дорог, ни о «комфортных» ценах речи давно нет. Частных инвесторов мало интересует строительство дорог в России: долго придется отбивать затраты. А если и интересует, то цены доходят до 37,2 рубля за километр.

По мнению ряда экспертов, необходимо ввести жесткое государственное регулирование тарифов за проезд по платным дорогам (чтобы они не могли расти темпами выше инфляции). И нужно привести цены к уровню, который называло руководство государственной компании «Автодор», — 1 рубль за километр.

Тогда люди начнут платить за дорогу.

Все дороги станут платными?

Григорий Алексеев

Источник: mirnov.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях