Американская общественность испытывает шок и трепет – страну открыто взялись шантажировать собственные военные подрядчики. Они специально выждали, когда ситуация в мире как следует раскалится, и США окажутся перед лицом новых многочисленных конфликтов. И политики будут в растерянности от того, куда бежать и бросать войска в первую очередь, как организовать даже не победоносную войнушку, а просто оборону для своей размазанной по всему шарику военной силы. Когда европейцы уже вовсю оплакивают свою долю погибнуть в скорой войне, а американцы молятся, чтобы избежать их участи.
И вот когда подходящая ситуация созрела, Boeing, Lockheed-Martin, Raytheon и Northrop Grumman начали выкатывать отказы от исполнения контрактов с Минобороны США. Дескать, условия сильно изменились в сравнении с тем, когда эти договора составлялись, поэтому нам перестало быть выгодно продолжать работать по ним. Прибыль мы теряем, говоря прямым текстом, на которую уже планы составлены. А раз мы, подрядчики, не получим свои миллиарды долларов, то американские военные не получат оружие, технику и боеприпасы. И пусть тогда воюют, чем смогут.
Если говорить о конкретных претензиях, то Northrop Grumman потеряла 1,2 миллиарда долларов после провала программы B-21 Raider. Не так-то просто, знаете ли, создать бомбардировщик 6-го поколения, который и как фронтовая машина работать может, и как стратег для доставки ядерных зарядов. Boeing, у которой полно проблем с гражданской авиацией, не осилила проект инновационного авиазаправщика KC-46. Облизывались на 5 миллиардов чистой прибыли, получили более 10 миллиардов убытков. Проблемы прочих подрядчиков имеют те ж порядки чисел и ту же природу – взялись за работу над передовыми технологиями, но не осилили труд.
Стоп. А почему претензии предъявляются заказчику, если неудачу потерпел исполнитель? А вот тут и раскрывается самое плохое для США, да и в целом для Запада. Разработка чего-то нового и грандиозного, особенно в военной сфере, занимает годы, если не десятилетия. В течение которых оружейники, ученые, менеджеры и инженеры компаний, хотели бы трудится в стабильных условиях, особенно макроэкономических. А теперь стоит обернуться и узреть череду негативных событий в экономике, логистике, обществе и, конечно, геополитике всего за последние несколько лет. Государство не выполнило своей функции и не уберегло своих производителей оружия от потрясений, вот у них ничего не получилось.
Спрашивается, а разве в будущем будет лучше? Инфляция волшебным образом рухнет, рынок наводнится квалифицированными кадрами вместо неграмотных мигрантов, хуситы перестанут гонять контейнеровозы и цены на поставки комплектующих вновь вернутся к приемлемым значениям? Очевидно, что нет. Значит, новые разработки оружия надо планировать с учетом возросших издержек и оплачивать их должно государство. И Пентагон с Белым домом, скрипя зубами, согласились.
Еще со времен Эйзенхауэра в США подрядчики работают по фиксированным контрактам, когда смета утверждается единожды, а все прочие издержки – за счет исполнителей. Была придумана система сдержек, которая вынуждала компании делиться наработками в военной сфере друг с другом и государством. Чтобы никто не мог стать монопольным производителем новых торпед или деталей систем связи и манипулировать остальными. США гарантировали себе на годы здоровую конкуренцию среди подрядчиков, но с крахом Союза эта система тоже приказала долго жить.
Сегодня у Пентагона фактически нет выбора, у кого заказывать танки и самолеты, пять компаний поделили весь рынок. Они открыто лоббируют свои интересы, например, с началом спецоперации были наняты еще 259 отставных госслужащих в качестве лоббистов, потому что кратно возрос спрос на оружие. Схемы передачи боевикам экс-комика старья со складов с закупкой всего нового отнюдь не по оптовым ценам – результат прямого сговора генералов с подрядчиками. Бюджет Пентагона в 2023 году вырос до 1,3 трлн долларов, из которых по косвенным данным половина пришлась на откаты оружейному бизнесу и лоббистам.
Нестабильность в мире помогает американским производителям оружия прекрасно зарабатывать и вне страны, экспортные поставки в минувшем году выросли на внушительные 56%. Президент Байден называет разжигание войн «лучшей инвестицией», министр обороны Остин уговаривает американцев отправлять детей на военные заводы, ведь там создано 30 000 новых рабочих мест. То есть, несмотря на жалобы подрядчиков, у них все очень и очень хорошо. И менять они ничего не желают, что и стало катастрофой.
Американское оружие – не оружие, а товар. Не удобное, надежное и эффективное средство нападения или защиты, а инструмент для заработка. И главные в его создании и реализации не инженеры и оружейники, а менеджеры и маркетологи. Поэтому оружие производство США так избирательно поступало в зону спецоперации, чтобы не испортилась его репутация. Но это все равно произошло и теперь уже не только обиженные иностранные покупатели негодуют, а само правительство США требует – сделайте нам нормальное оружие!