 Выездное заседание круглого стола, организованное комитетом Госдумы по энергетике в Иркутске, прошло в прошлую пятницу при закрытом для прессы режиме. На обсуждение были вынесены вопросы, имеющие особое значение для Иркутской области, касающиеся тарифообразования, майнинга, а также вопросов техприсоединения промышленных, социальных объектов и жилья и т.д.
Выездное заседание круглого стола, организованное комитетом Госдумы по энергетике в Иркутске, прошло в прошлую пятницу при закрытом для прессы режиме. На обсуждение были вынесены вопросы, имеющие особое значение для Иркутской области, касающиеся тарифообразования, майнинга, а также вопросов техприсоединения промышленных, социальных объектов и жилья и т.д. 
По завершении выездного заседания депутат Борис Гладких рассказал журналистам, что одной из наиболее острых тем обсуждения стала ситуация вокруг имущества ОГУП «Облкоммунэнерго».
Напомним, что постановлением правительства РФ от 10.09.2024 № 1229 утверждены правила, согласно которым объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, должны быть переданы в бесплатное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации (далее — СТСО).
Цель данного нововведения — повышение эффективности энергоснабжения в регионах — актуальна и для Иркутской области.
В данном регионе количество аварий на сетях Облкоммунэнерго, которое обслуживает более 390 тыс. потребителей как физических, так и юридических лиц, включая бюджетные организации, с 2019 по 2024 год возросло в 1,6 раза, с 192 до 310. За 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года также наблюдается увеличение числа обесточений потребителей (на 16%) и увеличение общей продолжительности обесточений чуть более чем на 50%.
Текущая ситуация
Ранее мы писали, что уже более 10 лет сетевая компания постоянно сталкивается с финансовыми и управленческими проблемами, компании упрекают в неудовлетворительном состоянии электросетевого хозяйства, выводе денежных средств через фирмы-однодневки, сговорах с неформальными майнерами, причинении имущественного ущерба жителям региона, провалах в реализации ремонтных и инвестиционных программ.
Ситуацию осложняют финансовые проблемы Облкоммунэнерго, претензии ФАС, неудачи в реализации ремонтных и инвестиционных программ, неэффективное использование избыточных тарифных средств и многочисленные жалобы со стороны населения стали основными причинами, по которым компания утратила статус территориальной сетевой организации (ТСО).
При этом чистый убыток ОКЭ в 2024 году составил 3,5 млрд руб., и эта сумма ложится на плечи не только бюджета региона, но и на всех жителей Иркутской области через завышенный тариф.
В конце концов ей было отказано в утверждении тарифа на передачу электроэнергии на 2026 год, и компания обязана передать активы в управление системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО).
Тем не менее, регион, заручившись поддержкой областной прокуратуры и судов, с упорством, достойным лучшего применения, под предлогом сохранения «народного достояния» выдумывает разнообразные способы неисполнения закона, начиная от создания видимости исполнения закона путем организации формальной переписки и заканчивая полукриминальными методами попыток приватизации Облкоммунэнерго.
Особенно удивляет позиция региональной прокуратуры, которая, вопреки рекомендациям Генеральной прокуратуры, спущенным в регионы о поддержке законного требования о передаче имущества в СТСО, занимает совершенно противоположную позицию.
Иркутские власти даже не хотят слышать о том, что речь идет не о приватизации, а о передаче в эффективное профессиональное управление, что сетевые активы остаются в государственной собственности, и что появляется возможность получить дополнительный источник дохода в виде арендной платы за основные средства.
Прецедент на будущее
В Иркутской области фактически возник крайне серьезный и показательный прецедент, не без участия предыдущего генерального директора Облкоммунэнерго Александра Афиногенова, который был отправлен в отставку сразу после вскрытия всех незаконных махинаций.
Это пример неэффективной работы ТСО, из-за некачественной работы и алчных побуждений которой страдают обычные люди. И это только пример одного региона, но проблема носит федеральный масштаб.
«Процесс передачи активов в адрес СТСО не всегда проходит гладко, и возникают различные проблемные ситуации, начиная от нежелания муниципалитетов и регионов передавать безвозмездно имущество и заканчивая неурегулированными тарифными последствиями потери статуса ТСО (выполнение ранее принятых обязательств, исключение экономически необоснованных расходов и т.д.)», — говорил ранее член Общественного совета при ФАС России Илья Долматов.
По словам Бориса Гладких, имущество, которое составляет областную собственность, должно быть передано в управление по закону системообразующей сетевой организации для выполнения требований законодательства.
Он намекнул, что этому процессу активно противодействуют, но вопрос с передачей имущества уже решен.
Также председатель комитета Госдумы по энергетике Николай Шульгинов подчеркнул, что решения давно приняты и нашли свое отражение в законодательстве.
 
      
        