«Вонь еще два дня не проходила». 30 лет назад в Баку произошла крупнейшая катастрофа в истории метро

«Вонь еще два дня не проходила». 30 лет назад в Баку произошла крупнейшая катастрофа в истории метро28 октября 1995 года в метро Баку произошел пожар. Возгорание началось в вагоне электропоезда сразу после его отправления от станции. В результате трагедии погибли 286 человек, и столь же много пострадали. Это стало самой крупной катастрофой в истории метрополитена по количеству жертв. Ответственность за произошедшее возложили как на машиниста, так и на террористов, а также на советскую власть.

«Мы начали задыхаться»

В субботу, 28 октября 1995 года, около шести часов вечера состав из пяти вагонов выдвинулся от станции «Улдуз» к станции «Нариман Нариманов».

Спустя несколько секунд пассажиры четвертого вагона заметили клубы едкого белого дыма, а затем и языки пламени.

«Как только поезд заехал в туннель, я увидел вспышку, затем пламя охватило вагон, раздался звук разбитого стекла, и свет погас. Люди начали выбивать окна, чтобы выбраться. Мы начали задыхаться», — вспоминал чудом уцелевший в тот день пассажир Табил Гусейнов.

Машинист немедленно сообщил об аварии диспетчеру и принял решение остановить состав в 200 метрах от станции «Улдуз», в туннеле высотой 5,6 метра и шириной 5 метров. С контактного рельса было отключено напряжение. Вернуть обесточенный состав на станцию стало невозможно.

«Вонь еще два дня не проходила». 30 лет назад в Баку произошла крупнейшая катастрофа в истории метро

Последствия пожара в метро Баку, 1995 год

ОРТ

Позже специалисты пришли к выводу, что это решение оказалось роковым. Как только поезд остановился, пламя перекинулось и на другие вагоны. Состав оказался в заперти, в середине узкого и плохо освещенного тоннеля.

«Люди бежали и топтали всех»

Тем, кому удалось быстро разбить окна, удалось выбраться наружу и помчаться к ближайшей станции — «Улдуз». Вентиляция потянула дым за ними. Тем, кто выбрался всего несколькими минутами позднее, пришлось двигаться вперед, к «Нариману Нариманову».

В темноте кто-то спотыкался и падал, кто-то, пытаясь удержаться на ногах, хватался за силами и коммуникационными кабелями. В тоннеле спасатели нашли 40 тел.

«Мой однокурсник был там, к счастью, выжил. Когда мы его навестили в больнице, он сказал, что была страшная паника, люди бежали друг на друга и топтали всех, кто попадался на пути, это действительно ужасно», — вспоминают пользователи на форуме.

Еще более ужасной была ситуация в поезде. Отделка вагонов, эксплуатируемых с 60-х годов, на 98% состояла из легковоспламеняющихся материалов. В процессе горения они выделяют токсины — угарный газ и синильную кислоту.

«Вонь еще два дня не проходила». 30 лет назад в Баку произошла крупнейшая катастрофа в истории метро

Последствия пожара в метро Баку, 1995 год

ОРТ

Задыхаясь в ядовитом дыму, не все пассажиры (среди которых было много женщин и детей) смогли открыть двери. Многим из них помог 31-летний Чингиз Бабаев, замкомандующего по учебным программам в Военном лицее имени Дж. Нахичеванского.

В тот роковой вечер он возвращался с курсантами с занятий на метро. Когда начался пожар, военнослужащий начал разбивать окна и эвакуировать людей. Вернувшись за очередным пострадавшим, Бабаев сам надышался ядовитыми парами и скончался.

5 ноября 1996 года указом президента Азербайджана ему посмертно присвоили звание Национального Героя Азербайджана.

В городской штаб гражданской обороны сигнал о происшествии поступил лишь через час после начала пожара. Спасатели, прибывшие на место, эвакуировали около 400 человек. Трое погибли, пытаясь спасти заблокированных в вагоне людей.

«Вонь еще два дня не проходила». 30 лет назад в Баку произошла крупнейшая катастрофа в истории метро

Пострадавший во время пожара в метро Баку, 1995 год (кадр из видео)

НТВ

«Мы издалека услышали какой-то непонятный шум около метро Нариманова, пришли, толпа людей, скорая помощь, шум-гам, и даже на улице как будто дым, вернее, не дым, а запах.

Даже через 2 дня, в понедельник уже метро открыли, вонь еще 2 дня не проходила, хотя включили вентиляторы»,

делились воспоминаниями очевидцы.

Согласно официальным данным, тот вечер в бакинском метро унес жизни 286 пассажиров, среди которых 126 женщин и 28 детей. Еще 269 человек были госпитализированы с разными степенями тяжести.

«Чудится запах горелой плоти»

Одной из первых версий трагедии стал теракт — годом ранее в бакинском метро уже произошло два взрыва. Поскольку дым стал причиной гибели большинства пассажиров, это быстро породило слухи о том, что в метро вновь произошла атака, на этот раз — газовая.

Эту версию спустя два дня опроверг министр национальной безопасности республики Намик Аббасов.

«Вонь еще два дня не проходила». 30 лет назад в Баку произошла крупнейшая катастрофа в истории метро

Последствия пожара в метро Баку, 1995 год

ТВ6, из архива Всеволода Назимкина

«Предварительные данные осмотра места происшествия исключают факт террористического акта. Но окончательные выводы мы сделаем через 2—3 дня», — приводили его слова в заметке «Известий» от 31 октября 1995 года.

Впоследствии эта версия так и не была подтверждена. Правительственная комиссия по расследованию аварии пришла к выводу, что причиной стало возгорание тягового двигателя одного из вагонов и ошибочное решение машиниста о остановке состава.

Тем не менее, председатель комиссии, вице-премьер правительства Азербайджана Аббас Аббасов заявил, что в первую очередь вина лежит на советском руководстве, которое и предоставило республике устаревшее и ненадежное оборудование.

«В советские времена не очень-то заботились о безопасности пассажиров, поэтому типовые электрички, курсирующие по тоннелям на всем пространстве бывшего СССР, не были оснащены надлежащей системой безопасности. В бакинском метро ездят такие развалюхи, в которые просто страшно садиться», — заявил Аббасов.

Следующие два дня после трагедии президент республики Гейдар Алиев объявил днями траура. Его указами похороны жертв были проведены за счет государства, а семьям погибших выделили по 1 миллиону манатов помощи.

После восстановления движения в метро, меры безопасности на входе в метрополитен были значительно усилены. Сотрудники правоохранительных органов проверяли сумки у каждого, кто спускался в подземку, но страх еще долго не покидал местных жителей.

«Вонь еще два дня не проходила». 30 лет назад в Баку произошла крупнейшая катастрофа в истории метро

Похороны погибших во время пожара в метро Баку, 1995 год

ОРТ, из архива Всеволода Назимкина

«Через несколько дней я проезжал в вагоне этот участок. Это было кошмарно. Представьте себе, поезд медленно со скрипами, где-то со скоростью 3–4 км в час, проходит этот участок. Тусклый свет старого вагона мерцает, ужасный запах горелого химиката, а тебе чудится запах горелой плоти. Люди замерев сидят, многие закрыли лицо ладонями, слышны всхлипы. Атмосфера ужаса», — рассказывал мужчина.

Пожар в бакинском метро стал первым в истории бывшего СССР случаем массовой гибели людей в метро и самым масштабным в мире по количеству жертв.

Источник: www.gazeta.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях