Среди последних вопросов, адресованных президенту по истечении четвертого часа «Итогов года с Владимиром Путиным», оказался, пожалуй, самый сложный для конкретного ответа. Глава государства был спрошен, каким может стать Россия через 200 лет. Владимир Владимирович ограничился краткими общими размышлениями. Но насколько реально предугадать изменения, которые произойдут на такой длинной временной дистанции? Подсказку можно найти, изучив «пророческий» проект, реализованный в начале ХХ века.
На самом деле, два века для страны и условий жизни в ней – это значительный период. Особенно учитывая, что развитие науки и техники продолжает набирать обороты. Путин отметил, что в условиях стремительного технологического прогресса трудно предсказать, какой будет наша страна через пару веков. Тем не менее, он выразил желание, чтобы она стала высокотехнологичной.
Возможно, автор вопроса надеялся услышать от президента более конкретные ответы, однако Владимир Владимирович не стал углубляться в область профессиональных футурологов. И это вполне разумно.
Не претендуя на раскрытие реальных перспектив жизни и быта наших весьма далеких потомков из XXIII века, попробуем лишь оценить степень достоверности подобных попыток «прорыва в будущее». Для этого воспользуемся теми материалами, которые сохранились от тех, чьими далекими потомками сейчас являемся мы сами. Правда, речь пойдет не о России в целом, а об одном из ее ключевых городов.
В 1913 году была издана серия из восьми почтовых открыток под названием «Москва будущего». Их авторы попытались изобразить, какой станет Белокаменная к концу XXI века. С тех пор прошло более 110 лет, и это «будущее» уже стало значительно ближе. Таким образом, у нас есть возможность оценить, насколько же сбываются те «открыточные пророчества», подготовленные в эпоху наших пра- и прапрадедушек.
Внимательно исследуя изображения, следует признать: хотя москвичи во многом уже превзошли план по техническому прогрессу, некоторые из тех давних фантазий до сих пор остаются лишь фантазиями.
Вот открытка с видом на Москворецкий мост и Кремль. По улицам курсируют трамваи и какие-то забавные сигарообразные автобусы. С легковыми автомобилями и грузовиками 21-го века автор художник-«провидец» явно ошибся: их дизайн выдержан в традициях автомобильной классики 1920-х годов. Зато над Москвой-рекой, над набережной протянулись ажурные фермы некоей подвесной воздушной дороги. Возле пристани рядом с мостом готовится взлететь гидросамолет… При этом на Васильевском спуске — нагромождения многоэтажных зданий, где расположены (как поясняет текст на обратной стороне открытки) «торговые предприятия, тресты, общества и синдикаты».
Теперь взглянем на панораму Красной площади. Стоящий в центре памятник Минину и Пожарскому окружен множеством мчащихся машин, трамваев и велосипедов. Арсенальная и Никольская башни Кремля благополучно уцелели, а вот на месте Мавзолея изображен огромный «сундук» Центрального вокзала подвесной дороги… Озарение явно посетило живописца-футуролога, когда он рисовал правую часть этого городского пейзажа: позади Исторического музея высится угол многоэтажного здания, весьма похожего на построенную гораздо позже гостиницу «Москва»!
Смотрим дальше. «Вид Театральной площади». Здесь «коробочка» Большого театра, выглядящая прямо-таки крошечной, совсем затмевается высящимися справа от него корпусами, причем на картинке даже намека нет на существование зданий Малого театра, ЦУМа… Опять в изобилии нарисованы эстакады подвесных дорог, а также многочисленные пассажирские аэропланы, порхающие, словно стрекозы, буквально над головами пешеходов.
Петербургское шоссе у ресторана «Яр» художник представил в зимнем антураже. Главная «изюминка» этой панорамы — разнокалиберные аэросани самых причудливых форм, мчащиеся по ледяному покрытию магистрали (так что никаких проблем с гололедом!).
Лубянская площадь будущего по воле автора очередной открытки выглядит весьма колоритно. Первое, что бросается в глаза: знаменитое здание советских «органов ГБ» стоит целехонько! Посреди площади — огромный проем «нижнего транспортного яруса», в котором видна станция подземной железной дороги. На переднем плане, в окружении многочисленных автомобилей и мотоциклов скачет на лошадях казачий эскадрон! (Мысль художника очевидна: ну как же обойдется Москва-матушка без казаков даже через 200 лет?!) А вот это уже явная «заказуха»: между зданиями над Лубянкой видна рекламная растяжка с названием «Эйнем». Известная в дореволюционной Москве кондитерская фирма являлась заказчиком всей серии открыток, поэтому не увековечить ее в графических фантазиях было просто невозможно. Вот так и пролезли дореволюционные олигархи аж в конец XXI века!
Подводя итог увиденному, можно сказать: процент угаданных реалий в прогнозах, сделанных в 1913 году для Москвы 200-летнего будущего, даже на дистанции чуть более века оказался очень невысоким. А ведь тогда бурное развитие техники и технологии еще только начиналось! Так что КПД нынешних попыток заглянуть в 23-е столетие наверняка окажется еще ниже.
Прав Владимир Владимирович, что не стал играть под конец «Итогов года» в такую «угадайку».