в

Видящие сердцем

Видящие сердцем

Курский музыкальный колледж-интернат для слепых — единственное в России и СНГ учреждение, которое обучает незрячих музыкальным профессиям.

РЕМЕСЛО СЛЕПОГО МУЗЫКАНТА

Колледж был основан в 1945 году как школа баянистов для ветеранов-фронтовиков, потерявших зрение в Великую Отечественную. Обучали профессии, чтобы вчерашние фронтовики могли устроиться в мирной жизни, зарабатывать. В 50-е школа баянистов преобразовалась в профтех­училище, а в 90-е — в колледж.Видящие сердцем

— На сегодня у нас занимаются 100 студентов от 17 лет из 42 регионов России и СНГ. Обучаем мы по трем направлениям: инструментальное исполнительство, вокальное искусство, а также есть дирижерско-хоровое отделение, — рассказывает директор Михаил Коротких. — По выходе из колледжа выпускник сможет устроиться артистом хора или оркестра, музруководителями в детских садах и школах искусств. То есть мы даем в руки ремесло, позволяющее зарабатывать человеку с такой серьезной проблемой здоровья.

— Сложно даже представить, как тяжело бывает слепым людям устроиться в жизни. Хотя есть мнение, что люди с серьезными проблемами здоровья от природы бойцы, их непросто согнуть.

— Увы, это не так. Многие, напротив, опускают руки и замыкаются в четырех стенах. Потому что бойца надо воспитать. А кто это сделает? Родители либо интернат (часть наших студентов росла в заведениях для слепых).

На практике же получается, что некоторые ребята, приезжая к нам, не обладают элементарными навыками самообслуживания, даже зубы почистить не могут. При этом они ведь уже окончили школу (мы принимаем со средним образованием), но находились, допустим, на домашнем обучении. О каких бойцовских качествах тут говорить?

Приходится всему учить с нуля, в буквальном смысле за руку водим. К счастью, у нас в Курске есть очень хороший центр реабилитации при обществе слепых, и мы взаимодействуем: соцпедагоги колледжа вместе с сотрудниками центра принимают на себя функции по обучению наших новобранцев: учат ходить, чтобы не заблудились (для начала по колледжу), чай себе приготовить, суп сварить…

НИКАКИХ ПОБЛАЖЕК!

— В колледже существуют вступительные экзамены? По каким навыкам отбираете учеников? Принимаете только талантливых?

— Талант — штука редкая. Мы даем ремесло, профессию. Абитуриенты приезжают сами — о нашем колледже знают во многих уголках страны.

При поступлении проверяем не талант, а способности. Например, поступая на вокальное отделение, будущий студент исполняет две-три песни на выбор. Мы смотрим, есть ли слух, чувство ритма…

К сожалению, у нас в стране сегодня почти нет правильных методик для обучения музыке именно слепых. Учат в основном на слух. А слепой музыкант должен уметь читать нотную грамоту (есть специальные ноты и для них) подушечками пальцев. Учить надо с малого возраста, пока пальцы еще чувствительные. Позже кожа грубеет, и если упустить возраст, научить становится крайне сложно, а иногда невозможно.

В последнее время мне стали все чаще звонить из музыкальных учебных заведений разных городов России и СНГ — просят прислать наших выпускников к ним в качестве педагогов. Потому что наши владеют этой нотной системой и могут в том числе преподавать.

— Знаю, что воспитанники колледжа много и успешно выступают на различных всероссийских конкурсах. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.

— Выступаем действительно немало. Например, участвовали в культурной программе Паралимпиады в Сочи в 2014 году. Неоднократно выступали в Доме музыки в Москве. В Ижевск на Вторые Международные парадельфийские игры, где участвовали представители 15 стран, мы тоже ездили. Целой делегацией, на большом автобусе, человек 50. В категории «Инструментальное исполнительство» наши ребята заняли все три призовых места. А хор взял «золото».

После майских праздников ежегодно стараемся делать большой выезд на конкурсы и фестивали. Такие выступления важны для нас. Да, ребята не могут посмотреть мир в общепринятом смысле слова. Но они могут его почувствовать. Да и оттачивать профессию лучше всего на больших площадках, это дает стимул развиваться дальше. Далеко не все конкурсы, на которых выступают наши студенты, рассчитаны на людей с ограниченными возможностями. Много как раз, наоборот, обычных, где конкурсанты не имеют проблем по зрению. Но если я замечаю, что нашему дают грамоту из жалости, потому что слепой, говорю ему: «Не бери, не смей!» И мы больше не участвуем в таком мероприятии. Потому что либо ты честно добиваешься быть первым без поблажек, либо на всю жизнь привыкаешь выезжать на чувстве жалости… Никаких поблажек, вперед давай!

Видящие сердцем

ПОМОЩЬ НЕ ПОМЕШАЛА БЫ. ИНСТРУМЕНТАМИ

— Специалисты говорят, что семья и школа должны находиться в диалоге и партнерстве. Тогда обучение получается более качественным. Как вы взаимодействуете с родителями своих учеников?

— Это больной вопрос. Некоторые наши студенты, как я уже сказал, попадают к нам из интернатов. То есть родители от них отказались либо лишены родительских прав. Они по факту сироты. Да и у домашних мамы-папы оказываются рядом крайне редко.

Была история этим летом. Мама привезла девочку на вступительные экзамены, посадила в коридоре. «А я, — говорит, — поехала». «Куда? — спрашивают наши педагоги. — А если девочка не поступит?» «Ничего не знаю, у меня билет домой, поезд через два часа», — заявила родительница. И ушла. Как будто торопилась поскорее сбагрить дочь. К счастью, девочка поступила и успешно учится.

Много историй с пенсиями. Ведь до достижения ребенком-инвалидом совершеннолетия пенсию на него получают родители. И есть такие примеры, когда деньги идут не на нужды ребенка. Некоторые неблагополучные родители тратят средства на свой асоциальный образ жизни. Наблюдая такие ситуации, я каждый раз говорю студенту: «Скоро тебе исполнится восемнадцать — сразу пиши заявление, чтобы пенсию присылали не на родительский счет, а на твой собственный, мы заведем его тебе в банке, сможешь тратить деньги по своему усмотрению». И переоформляем. Некоторые родители, лишившись источника дохода, звонят мне с претензиями, приходится и с этим разбираться.

Да, вы верно заметили, что педагоги колледжа и я, как директор, становимся для студентов мамами и папами. По-другому никак. У нас не та профессия, когда приходишь на работу в условные девять утра и уходишь в шесть вечера. У нас стираются грани между работой и жизнью вне ее, работа становится жизнью. По крайней мере, я так для себя определяю. Даже когда ребята выпускаются из стен колледжа в большую жизнь, мы не теряем связи, продолжая оставаться семьей.

— Возможно, прочитав статью в «МН», кто-то из спонсоров или благотворителей захочет помочь вашим воспитанникам. Какая помощь нужна?

— Музыкальные инструменты. У колледжа-то они есть. Но когда выпускник завершает обучение и идет дальше развиваться в музыкальной сфере, у него должен быть собственный инструмент. Покупать, как правило, не по карману — профессиональные инструменты стоят недешево. Не обязательно новые, можно и б/у, главное — профессиональные. Так что если найдутся желающие поддержать ребят инструментами, мы будем очень благодарны.

Видящие сердцем

Виктория Катаева

Источник: mirnov.ru

Присоединяйтесь к нам в Google News, чтобы быть в курсе последних новостей
Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Вы отреагировали на "Видящие сердцем" Только что