Увеличение объемов торговли между Россией и Китаем привело к накапливанию долгов у бизнес-партнеров из Китая, что нередко заканчивается судебными тяжбами с привлечением коллекторов. О серьезной ситуации в двусторонних экономических отношениях сообщает РБК, ссылаясь на данные юристов и представителей коллекторских агентств.
В последнее время количество китайских партнеров, испытывающих финансовые затруднения, значительно возросло. На фоне этого представители российских компаний стали чаще обращаться к коллекторам для разрешения кризисных ситуаций. Количество запросов на взыскание долгов в КНР, других азиатских странах и государствах СНГ увеличилось на 40-60 процентов, сообщила управляющий партнер адвокатского бюро «ЭЛКО профи» Елена Козина. Также резкий рост числа таких жалоб подтверждает Анна Заброцкая из Nordic Star. По словам адвоката, данный показатель увеличился в несколько раз.
Значительная доля (40 процентов) жалоб российского бизнеса связана с китайскими партнерами, отмечает глава коллекторского агентства «ЭОС» Антон Дмитраков. Для сравнения, в 2021 году доля подобных случаев составляла 15 процентов. По словам юристов, бизнес добивается возврата средств как через судебные, так и через досудебные процедуры. Коллекторские агентства при необходимости привлекают к процессу взыскания долгов местных партнеров.
Еще одной серьезной проблемой, с которой сталкивается российский бизнес в торговле с Китаем, являются сложности с осуществлением платежей. Некоторые крупные банки в Китае опасаются попасть под вторичные санкции на фоне усиливающегося контроля со стороны США. В результате в ряде случаев российским компаниям приходится искать посредников из третьих стран для проведения денежных переводов. Это, в свою очередь, увеличивает сроки выполнения платежей.
Пиковый кризис пришелся на 2024 год. Тогда на посредников приходилось 70-80 процентов всех транзакций из России в Китай. Ситуация начала постепенно улучшаться ближе к концу прошлого года, отмечал руководитель центра поддержки экспорта Тверской области Павел Волков. В настоящее время, по его словам, российский бизнес стремится выйти непосредственно на торговые сети в Китае. Однако проблемы возникают из-за развитой в азиатской стране электронной коммерции.