В российском регионе собрались отдать право на разработку ресурсов Китаю

Правительство Тувы провело обсуждение с компаниями из Монголии и Китая о возможности их участия в строительстве участка железной дороги Курагино — Кызыл, с опцией продления до границы с Монголией. Об этом в кулуарах «Транспортной недели» сообщил специальный представитель главы республики Владимир Донских, сообщает «Коммерсантъ».

В российском регионе собрались отдать право на разработку ресурсов Китаю
© MARK R. CRISTINO/EPA/TACC

Что касается китайских партнеров, обсуждается создание не только транспортной, но и энергетической инфраструктуры в обмен на право разработки полезных ископаемых на территории республики.

По словам Донских, подобные сделки уже применяются при строительстве объектов в Монголии. Например, китайская компания China Railways заключила соглашение с монгольской «ЧингисХаан Групп» о строительстве железной дороги, ведущей к российско-монгольскому пункту пропуска «Цаган-Толгой» в Туве и «Арц-Суурь» в Монголии.

Проект дороги Курагино — Кызыл был задуман почти два десятилетия назад. В 2008 году был подписан контракт на строительство с бывшим сенатором Сергеем Пугачевым. Ожидалось, что ветка свяжет с общей железнодорожной сетью Элегестское месторождение, запасы которого составляют 855 миллионов тонн коксующегося (металлургического) угля.

Через десять лет новое концессионное соглашение было подписано с Русланом Байсаровым, который владеет лицензией на разработку месторождения, однако через три года действие договора было приостановлено. В 2022 году о проекте снова заговорили, но уже как о части Центрально-Евразийского транспортного коридора (ЦЕТК).

Донских отметил, что теперь проект также связан с редкоземельными металлами (РЗМ). Президент России Владимир Путин поручил организовать полный цикл переработки этих металлов на юге Красноярского края к 2030 году, а ближайшие к этому месторождения РЗМ расположены в Туве.

Для выполнения этого поручения необходима транспортная инфраструктура, однако возможности федерального бюджета и ОАО «РЖД» ограничены, поэтому компания может заключить соглашение с китайскими партнерами. Условия такого соглашения должны предусматривать передачу части технологий обогащения сложных полиметаллических руд, которые отсутствуют в России.

Юрист антимонопольной и регуляторной практики юридической фирмы Vegas Lex Камилла Найдина отметила, что модель «инфраструктура в обмен на ресурсы» широко используется Китаем. В частности, такая схема была применена в сделке Sicomines с Демократической Республикой Конго, где китайские компании получили доступ к месторождениям кобальта и меди.

В свою очередь, Андрей Голиней, представляющий управляющую организацию АО «Гиредмет», подчеркнул, что китайские структуры вряд ли заинтересуются развитием глубокой переработки РЗМ в России; скорее всего, их интерес заключается в получении доступа к сырьевой базе.

Директор консалтинговой практики MMI Василий Великий добавил, что в последние два года Пекин ввел строгий экспортный контроль технологий добычи, разделения и производства магнитов. Поэтому Китай может выступить в роли инвестора и строительного подрядчика, но с сохранением химико-металлургической переработки и дальнейшего производства на своей территории, что позволяет получать большую часть прибыли.

Источник: finance.rambler.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях