С 1 декабря на территории Российской Федерации стартовала обязательная цифровая маркировка герметиков, шпатлевок, замазок и монтажных пен. Продажа немаркированных остатков этой продукции разрешена до конца срока годности, а поставки — до 1 мая 2026 года. Как всегда, новые правила лягут на плечи потребителей.
Не секрет, что в последние годы наблюдается снижение качества строительных материалов. По сведениям ассоциации «Национальное объединение строителей» за 2023 год, доля фальсифицированных сухих строительных смесей возросла до 30%, цемента — до 21,3%. Особенно часто технологии и стандарты нарушают мелкие производители, которые изготавливают строительные смеси и клеи в гаражных условиях, затем расфасовывают их в брендированные упаковки. Такая продукция не только ухудшает качество строительства, но и может представлять опасность. По оценкам ГК «Городской центр экспертиз» за 2022–2023 годы, 6,6% обрушений зданий в РФ произошло из-за низкого качества строительных материалов.
В связи с этим власти решили взять под контроль товарооборот в этой стратегически значимой области. Обязательная маркировка строительных материалов направлена на борьбу с подделками, а также должна способствовать улучшению качества товаров и контролю за налоговыми поступлениями.
Все участники рынка строительных материалов (производители, фасующие продукцию в потребительскую упаковку, импортеры, дистрибьюторы, оптовики, розничные продавцы, включая тех, кто реализует товары через интернет-магазины и маркетплейсы) обязаны до 1 сентября 2025 года подключиться к системе маркировки «Честный знак».
Согласно постановлению правительства РФ №820 от 31 мая 2025 года, маркировка осуществляется в два этапа. С 1 октября производители и импортеры начали наносить коды Data Matrix на цемент, гипс, гипсовые вяжущие, сухие строительные смеси и растворы, а также передавать данные о вводе в оборот в «Честный знак». Оптовики и розничные продавцы при приемке обязаны проверять наличие кодов маркировки. Теперь с помощью мобильного приложения возможно отсканировать код, чтобы проследить путь каждого изделия от производителя до покупателя.
На втором этапе, начиная с 1 декабря 2025 года, начнется маркировка шпатлевок, замазок, герметиков, паст, монтажных пен, мастик и прочих сухих строительных смесей.
Важно отметить, что власти разрешили реализацию строительных материалов без кодов Data Matrix до окончания гарантийного срока хранения или гарантийного срока, если они были изготовлены или ввезены в РФ до начала маркировки. Все немаркированные остатки должны быть распроданы. Производители могут поставлять такие строительные материалы без маркировки только до 1 мая 2026 года.
С 1 декабря 2026 года станет обязательной передача в систему маркировки информации о розничной реализации всех отдельных видов строительных материалов. С этой даты все участники оборота начнут обмениваться электронными универсальными передаточными документами (УПД) при отгрузке и приемке строительных материалов. В УПД будет указан код маркировки каждого товара.
Очевидно, что помимо заявленного ужесточения контроля за качеством строительных материалов, государство также получит дополнительный значительный объем налоговых поступлений.
Тем не менее, обычным покупателям следует подготовиться к нежелательному побочному эффекту. По мнению участника рынка строительных материалов, пожелавшего остаться неназванным, затраты производителей и импортеров из-за обязательной маркировки вырастут, так как им придется инвестировать в новое оборудование, программное обеспечение и оплачивать труд сотрудников. Особенно болезненно эти изменения отразятся на малом бизнесе. В итоге большинство производителей и импортеров переложат расходы на покупателей. Таким образом, после внедрения маркировки розничные цены на строительные материалы однозначно повысятся.