В России пересмотрели планы по строительству судов

По заданию президента Владимира Путина, которое было дано полтора года назад, правительство России обновило стратегический план гражданского судостроения, охватывающий период до 2035 года с горизонтом планирования до 2038 года. Об этом сообщает издание «Ведомости», ссылаясь на источники, знакомые с содержанием документа.

В России пересмотрели планы по строительству судов
© РИА Новости

В сумме план включает в себя строительство 2062 судов. Заключены контракты на 358 единиц, с начала текущего года до конца декабря заказчикам было передано 71 судно, заказы на еще 79 пока не подтверждены. Оставшиеся 1550 судов представляют собой потенциальную потребность.

Финансирование обеспечено лишь для трети из них — 593 судна. При общей стоимости в 3,3 триллиона рублей из федерального бюджета выделят 1,14 триллиона. Дополнительно 290 миллиардов рублей будет направлено на лизинговые программы, а оставшиеся 1,87 триллиона будут оплачены из собственных средств компаний-заказчиков.

В частности, потребность заказчиков в судах для транспортировки коммерческих грузов по Северному морскому пути (СМП) составляет 141 единицу. Текущий портфель заказов включает 26 судов, из которых в настоящее время строятся только пять. В то же время по 35 судам заказчики не подтвердили ранее озвученные планы.

В рамках программы инвестиционных квот (разрешения на добычу рыбы в обмен на инвестиции в обновление флота) предусмотрено строительство 107 судов на первом этапе и 34 — на втором. Пока построено только 48 судов, а всего в рамках обоих этапов платежеспособный спрос покрывает 67 судов общей стоимостью 278 миллиардов рублей.

Также платежеспособный спрос охватывает строительство 111 грузовых судов класса «река — море» на сумму 123 миллиарда рублей. Часть из них создается в рамках программ льготного лизинга, однако в декабре 2025 года правительство сократило их финансирование на период 2023-2028 годов вдвое — до 134,85 миллиарда рублей.

Директор по развитию агентства Portnews Надежда Малышева считает планы по строительству более двух тысяч судов реалистичными, однако главной проблемой остается конкурентоспособность российских верфей.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров подтверждает, что стоимость строительства в Китае в 2,5-3 раза ниже, чем в России, при этом китайские компании остаются единственными поставщиками комплектующих, а цены на них из-за санкционных рисков значительно выше мировых. По его мнению, если российские заказчики начнут обращаться за новыми судами в Китай, то российское судостроение окажется под угрозой.

Ранее председатель Морской коллегии России, помощник президента Николай Патрушев заявил, что научно-технический потенциал прошлого в российском судостроении практически исчерпан, а требования к созданию судов, проектированию, материалам и задачам военного и гражданского флотов претерпели значительные изменения.

Источник: finance.rambler.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях