Российское образование переживает кризис, причем проблема не только в бюрократическом подходе власти и обесцениванию знаний в результате ЕГЭ, оптимизации школ и закрытии вузов.
По данным мониторинга зарплат и нагрузки учителей, который был проведен Общероссийским народным фронтом (ОНФ) и фондом «Национальные ресурсы образования», в стране нарастает кадровый дефицит – почти в каждой второй школе не хватает учителей.
В рамках опроса 3 110 педагогов общего образования из 82 регионов, проведённого с 9 мая по 10 июня 2018 года, практически каждый второй (48%) заявил, что российская школа занимается «латанием кадровых дыр».
Как свидетельствуют данные исследования, которые приводит РБК, больше всего в школах не хватает учителей математики – об этом заявили 44%. Еще 39% отметили, что мало учителей иностранного языка, 30% – русского языка и литературы.
В пятерку «дефицитных» попали учителя начальной школы (26%) и физики (21%). Далее следуют преподаватели химии (15%) и истории (14%). О нехватке кадров среди учителей биологии, географии, информатики и музыки говорят по 10% опрошенных, технологии – 9%.
Еще по 4% считают, что в школах мало учителей по обществознанию, физкультуре и ОБЖ.
В целом только 52% школ сообщили, что у них есть педагоги по всем предметам. В 37% – признали, что им не хватает учителей по 1-3 предметам, в 8% – по 4-5 предметам, в 3% – более чем по 5 предметам.
Судя по оценке специалистов, кадровый дефицит будет только нарастать. В России отмечается «острая нехватка» молодых преподавателей. А средний возраст учителей продолжает повышаться.
Достаточно поговорить с педагогами из разных российских школ, чтобы понять, что сейчас российские учителя действительно просто бегут из профессии. И эта тенденция началась не сегодня, а задолго до язвительного совета премьер-министра педагогам — зарабатывать себе на хлеб бизнесом.
Не известно, что каждый день видит в своей «фактической статистике» Ольга Васильева, но реальные учителя говорят о том, что в большинстве регионов страны их зарплаты остаются нищенскими и ни в коем разе не соответствуют майским указам. Рассказывают о непосильной нагрузке, бесконечных бюрократических заморочках и планомерной травле со стороны администрации.
Практически все педагоги, с которыми удалось обсудить эту ситуацию, в один голос утверждают, что учителей в их школах не хватает, а многие из работающих всерьез задумываются о смене рода деятельности.
Кроме того, учителя отмечают, что в учебных заведениях становится все меньше и меньше молодых специалистов — они увольняются в течение первых лет работы. Да и, что греха таить, многие учителя признаются, что отговаривают молодых коллег от работы в школе, прекрасно понимая, что их там ждет.
Все это только вершина айсберга, главная проблема заключается в том, что помимо нехватки кадров как таковой, наблюдается острая нехватка сильных, талантливых педагогов, способных качественно учить наших детей. И это неудивительно, ведь лучшие уходят в первую очередь.
Им проще заняться репетиторством, которое ой как востребовано в нашей стране. А востребовано оно как раз во многом потому, что в наших учебных заведениях все хуже и хуже учат. Нет сомнений, что многие учителя в данный момент с удовольствием подались бы и в бизнес.
Проблема только в том, что с частным предпринимательством дела обстоят примерно так же, как с образованием. Это обнадеживает — значит, все не сбегут.
Как будут бороться с нехваткой учителей в сельских школах?
До 2020 года в России запустят программу «Земский учитель».
О необходимости такой программы говорили давно. Но об официальном запуске объявил президент России Владимир Путин во время своего послания Федеральному собранию в этом году.
По словам министра просвещения РФ Ольги Васильевой, теперь беспрепятственно можно будет приглашать учителей работать в сельские школы.
«На сегодняшний день у нас нехватка педагогов. Сельских школ в стране 26 тысяч из 42. Считаю, что с помощью подъемных средств есть возможность привлечения не только молодых специалистов, но и учителей с большим стажем», — прокомментировала она предложение президента.
По информации отдела анализа, прогноза и мониторинга трудовых ресурсов управления занятости населения Минтруда и соцразвития Кубани, на сегодняшний день в центры занятости края заявлены 772 вакансии педработников в сельской местности.
Среди наиболее востребованных — учителя математики, иняза, музыки, русского языка и литературы, физики, химии, информатики, ОБЖ, истории, обществознания, биологии. Не хватает и логопедов.
«Средняя зарплата, которую предлагали работодатели Кубани и Краснодара в 2018 году педагогам, составила 27 500 рублей. При этом зарплатные предложения для учителей в станицах варьируются в диапазоне от 15 000 до 25 000 рублей», — рассказала руководитель PR-службы макрорегиона Юг компании HeadHunter Алёна Манохина.
Председатель комиссии Краснодарского края по ЕГЭ Лидия Исаева рассказала, что начинающему специалисту нелегко работать, поэтому программа «Земский учитель», безусловно, нужна.
Но помимо подъемных средств, трудности для начинающего специалиста в селе представляют отсутствие инфраструктуры, хорошего Интернета.
Дефицит школьных учителей в России составит 200 000 человек к 2030 году
В СМИ периодически появляются примеры того, как чиновники различного уровня воспринимают положение педагогических работников и требования к уровню заработной платы, которые они выдвигают.
Например, на Алтае чиновница назвала завышенными требованиями заработную плату свыше 9 000 рублей.
«Завышенные требования – это не есть хорошо, дайте мне все и сразу, хотя из себя ничего не представляю, но хочу Mercedes. Адекватность должна быть во всем», — заявила начальница управления молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края Екатерина Четошникова.
Чуть ранее заместитель министра образования Иркутской области на встрече со студентами педагогических вузов поставил максимальную планку заработной платы учителя – 5 000 рублей в месяц.
«Разве вы, когда поступали в пединститут пять лет назад, не знали, что у преподавателя маленькая зарплата? На что же тогда рассчитываете? Вы еще скажите, что вам хочется отдыхать за границей. Ни иметь нормальную машину, ни хорошо обеспечить свою семью вы с вашей работой будете не в состоянии – просто забудьте об этом. Ваша работа должна вам просто доставлять удовлетворение», — объяснил текущее положение вещей замминистра.
Данные социологических опросов показывают, что 20,4% педагогических работников получают заработную плату ниже установленного законом прожиточного минимума, а 55% получают суммы менее двух прожиточных минимумов в месяц, сообщают «Новые Известия».
Средние суммы составили 10 213 руб. и 20 426 руб. в месяц, соответственно. Всё это приводит к тому, что молодые люди отказываются идти в образование, так как не видят перспективы развития и улучшения материального положения, считают эксперты.
«В такой ситуации родители не хотят, чтобы их дети становились учителями. Даже если ребенок поступил в педагогический вуз, вероятность, что он затем трудоустроится по профессии низка», — написала общественный деятель Алена Попова на своей странице в Facebook.