Основными причинами этого стали резкое увеличение утильсбора и рост ставок лизинга, что делает невозможным для многих грузоперевозчиков приобретение новых грузовых автомобилей. По этому поводу Ассоциация дилеров и перевозчиков написала обращение в Минпромторг России.
С 1 октября ставки утильсбора для грузовиков весом от 12 до 20 тонн увеличились на 70-85%. Это в итоге приведет к увеличению стоимости седельных тягачей на 12%, что составляет около 9,8 млн рублей, а сцепок — до 20 млн рублей. Александр Строчков, директор по внешнеэкономической деятельности компании Sinoway Group, отметил, что чиновники стремятся привлечь китайских производителей к локализации производства в России, однако это привело к обратному эффекту: доступность как иностранных, так и российских автомобилей значительно снизилась. По словам Строчкова, запаса грузовых фур, растаможенных до повышения утильсбора, хватит лишь до конца года. После этого рост цен станет неизбежным.
А следом за фурами обязательно подорожают и продукты в сетевых магазинах. Ведь именно фуры довозят товары до «Магнитов», «Пятерочек» и прочих популярных торговых сетей. Дополнительный риск продуктовой инфляции создает дефицит фур и грузовиков для сельхозпроизводителей. На чем овощи с полей вывозить? Фабрики и заводы, требующие регулярных поставок сырья и комплектующих, также пострадают. Нехватка фур может привести к сбоям в производственных процессах и увеличению сроков выполнения заказов. Для строительного сектора также важна быстрая доставка материалов. Нехватка фур может замедлить темпы строительства и увеличить расходы на проектирование.
Вадим Филатов, президент ассоциации «АвтоГрузЭкс», считает, что российские заводы не способны компенсировать дефицит импорта из-за недостаточного объема производства. Если рынку необходимо около 50 тысяч седельных тягачей грузоподъемностью 18-20 тонн, то отечественные предприятия могут предложить не более 20 тысяч единиц. Александр Цыпин, основатель консалтингового агентства «Стратегия дела», подтвердил эти слова. Он указывает на то, что КамАЗ научился производить всего 10-15 тысяч тягачей на базе К5 в год. МАЗ-5440 «Простор» устарел, а «Нижегородские грузовые автомобили» только начинают сборку автомобилей «Валдай» и вряд ли смогут выпустить более тысячи тягачей до конца года.
Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Виталий Киселев также отметил, что продажи автомобилей прекратились из-за роста ключевой ставки и соответствующих ставок по лизинговым контрактам. В некоторых случаях показатели превышают 27-29%, что вынуждает грузоперевозчиков отказаться от обновления своего автопарка. При этом ремонт старой техники и покупка подорожавших новых автомобилей привели к повышению тарифов на грузоперевозки, что, в свою очередь, влияет на стоимость всех товаров для конечных потребителей.
В Минпромторге прокомментировали ситуацию, сообщив о запуске в 2024 году льготной программы лизинга. В рамках этой программы можно будет приобрести российские седельные тягачи со скидкой до 850 тысяч рублей.
Еще одна проблема: в России наблюдается катастрофическая нехватка складских помещений. Действующие склады почти полностью заняты, а новые строятся под заказ конкретных клиентов, в основном для маркетплейсов. Высокая ключевая ставка увеличивает срок закупки складов более чем на 10 лет. А склады нужны не только маркетплейсам, но и продуктовым магазинам. Естественно, все расходы продавцы переложат на конечного потребителя. То есть на нас с вами, обычных покупателей продуктов в «Пятерочках», «Лентах» и «Магнитах».
Яна Полянская