В Государственной думе предложили Роспотребнадзору обязать торговые точки выделить специальные полки для продукции с предельным сроком годности. Предпросроченная — это та, у которой срок годности истекает в течение 24-72 часов. Инициаторы этой идеи считают, что такой подход будет поддержан покупателями, производителями и самими торговыми сетями, так как им не придется нести расходы на утилизацию уже испорченных продуктов. Однако независимые эксперты в области торговли видят в данной инициативе несколько серьезных рисков.
Появление таких уголков в магазинах может решить сразу две задачи. Продукты с «пограничным» сроком годности должны продаваться по более низкой цене – так принято в большинстве развитых стран. Тем не менее, размер скидки пока не уточняется. Второй аспект: наши граждане, часто не подозревая об этом, приобретают такие товары по полной цене, просто не обращая внимания на даты или надеясь, что эти продукты еще могут некоторое время храниться в холодильнике. При этом покупатели смогут сразу определить, какие продукты следует употребить в первую очередь.
В общем, идея выглядит разумной. В условиях нынешней продовольственной инфляции, когда малообеспеченные слои населения считают каждую копейку, вполне съедобные и недорогие товары могли бы значительно помочь малоимущим россиянам и предотвратить кормление ворон на свалках и полигонах бытовых отходов.
Достоверной информации за 2025 год о вывозе просроченных продуктов на свалки в открытом доступе нет. В 2022 году Росстат сообщал о цифре: 17 миллионов тонн в год. Однако в 2023 году парламентарии вместе с активистами провели собственный анализ ситуации. По их оценкам, в год на свалки и полигоны вывозится около 76 миллионов тонн просроченных товаров.
Почему бы не продать еще пригодную к употреблению еду по более низкой цене? Это позволит избежать увеличения свалок до размеров горных массивов и защитит экологию.
Однако в депутатской инициативе есть и некоторые нюансы, которые, вероятно, приведут к проблемам при ее реализации. Такое мнение высказал председатель Союза потребителей России Алексей Койтов. «У некоторых товаров срок годности составляет всего 24-72 часа. Если говорить о готовых блюдах, то максимум – сутки или двое. Зачем нужно выделять отдельно продукты, которые через три дня уже будут с истекшим сроком годности?»
Действительно, в современном супермаркете ассортимент товаров насчитывает 1,5-2 тысячи наименований. Какой штат потребуется, чтобы ежедневно отслеживать и перемещать товары с полки на полку? Магазин может превратиться в хаос. Кроме того, законом не предусмотрено, чтобы торговля уведомляла покупателей об истекающих сроках годности продуктов. Продавцы и без того стараются разместить на полках товары, которые необходимо продать быстрее так, чтобы они «смотрели на покупателя». И чтобы их он и взял.
— Идея интересная, но с экономической точки зрения она неосуществима, — считает модератор общественного движения «За честные продукты» Александр Бражко. – Сегодня потребитель в первую очередь покупает те товары, которые продаются со скидкой. Если литр молока, например, стоит 60 рублей вместо 110, бутылка или пакет сразу кладется в корзину. В эконом-сегменте покупатель идет не туда, где широкий ассортимент, а туда, где низкие цены.
Кроме того, продолжает эксперт, по международным стандартам товары с предельным сроком реализуются со значительной скидкой. Это выгодно и покупателю, и производителю, и продавцу, так как не нужно платить за утилизацию таких продуктов в случае истечения срока годности. Однако, учитывая высокую текучесть кадров в торговых сетях из-за низкой зарплаты, существует риск, что персонал будет хранить такие товары в подсобках. А когда придет время продажи, сам их и купит.
Чтобы не вводить покупателей в заблуждение, — говорит Бражко, — ориентироваться нужно не на механические действия – перемещение товара с одной полки на другую, — а на кассовый аппарат, который автоматически может устанавливать скидку на товар с истекающим сроком годности.
«При реализации любой инициативы важно соблюдать основной принцип «не навреди», — считает зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.
Товары с истекающим сроком годности, то есть годные для употребления, могут быть реализованы через специализированные полки со скидками, в зависимости от срока годности. Однако, на наш взгляд, это должно быть добровольным для бизнеса, чтобы не усложнять и без того сложный процесс поставок товаров «от поля до прилавка».