Перед наступлением Нового года многие фирмы заказывают исследования, чтобы выяснить, какие подарки россияне хотели бы получить. Обычно результаты таких опросов варьируются в зависимости от заказчика, но в этот раз большинство исследователей пришли к общему мнению: на первом месте находятся смартфоны. Особенно мечтают найти их под ёлкой дети. Однако, по мнению специалистов, именно для них эти устройства особенно вредны. Некоторые эксперты даже называют их «токсикофонами».
Если верить исследователям, каждый третий гражданин страны мечтает получить от близких новый гаджет на Новый год (около 30% опрошенных было зафиксировано большинством проводивших опросы). Остальные мечты россиян, такие как ювелирные изделия и абонементы в спортзалы и салоны красоты, по количеству собранных голосов значительно уступают, а также имеют явный перекос в пользу женщин. Смартфоны же более желаемы среди молодежи (в опросах участвовали только россияне старше 18 лет, а о желаниях детей сообщали их родители).
Согласно мнениям экспертов, анализирующих изменения в наших «подарочных предпочтениях» за последние годы, в целом предпочтения после пандемии изменились (от материальных предметов в сторону сертификатов и абонементов на онлайн-курсы и другие источники знаний и вдохновения), но только не в области гаджетов. Интерес к «умной» электронике только растет, и смартфоны опережают остальные устройства. Российские врач-педиатры с грустью отмечают это предпочтение своей аудитории каждый год, но в этом году к известным вредным воздействиям, о которых хоть раз слышал каждый (проблемы со зрением, осанкой, развитием и т.д.), добавились новые предостережения, вызванные современными реалиями. Наблюдения, проведенные за десятилетний период использования смартфонов самыми маленькими (кнопочные телефоны в данном случае не учитываются), показали, что так называемые «дети, родившиеся со смартфоном в руках», сталкиваются с проблемами речи и моторики (двигательной активности организма или отдельных частей, а также последовательности движений, необходимых для выполнения определенных задач, делят на крупную и мелкую моторику) чаще, чем их сверстники, которым родители не позволяли развлекаться с гаджетами с раннего возраста.
— Многие мамы начинают давать детям смартфон, начиная с коляски, — отмечает педиатр Наталья Соколова. – Мам, которые сидят с малышом в одиночестве, можно понять: ребенок отвлекается, позволяя маме заниматься домашними делами. Но, к сожалению, никакие дела не стоят того вреда, который наносят самые маленькие, играя с гаджетами. Причем сейчас мы не говорим о торможении развития, это касается детей постарше, которые используют смартфоны осознанно – для игр, общения или учебы. Говоря о прочем вреде, многие родители забывают, что смартфоны, в большей степени чем другие электронные игрушки, излучают неионизирующие электромагнитные волны. Производители утверждают, что такие волны безопасны для здоровья, но речь идет о взрослых пользователях. И даже в отношении их безопасности у медиков есть сомнения. Многие специалисты считают низкочастотные волны в диапазоне от 2 до 15 Гц опасными для человеческого организма, так как по частоте они совпадают с колебаниями молекул головного мозга, соответственно, могут оказать влияние. Как именно, пока не изучено, в том числе потому, что это не в интересах влиятельных корпораций, производящих электронные устройства. Однако клиническую картину развития детей, которые с младенчества играют в гаджеты, скрыть невозможно. Такие дети, по наблюдениям коллег, развиваются медленнее. У тех, у кого вместо игрушек смартфоны, например, наблюдается более низкая способность к сложной моторике – у них хуже координация движений, проблемы с концентрацией внимания и ориентированием в пространстве с помощью всех органов чувств и бокового зрения. В настоящее время популярно обсуждать так называемые «токсичные» подарки – сделанные с скрытым намерением навредить. Жаль, что смартфоны не входят в их число, хотя вред от них является очевидным.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) формулирует ответ на вопрос о вреде гаджетов следующим образом: научные исследования не нашли убедительных доказательств того, что радиочастотное излучение смартфонов, включая время их зарядки, представляет опасность для здоровья человека. По мнению многих врачей, это звучит не как утверждение, а скорее как оправдание. Это вполне объяснимо, так как современный человек не может обойтись без гаджетов, включая школьников. Если дошкольникам можно для связи приобрести кнопочный телефон, то школьнику без гаджета все равно не обойтись. Тем, кто все же собирается подарить близким мечту в виде смартфона, следует знать нормы его безопасного использования. По мнению врачей, детям в возрасте от 2 до 5 лет можно давать гаджет не более чем на 1 час в день. Школьникам до 12 лет — не более 2–3 часов в день, подросткам — по согласованию с родителями. А длительность по договоренности должна основываться на знании родителями следующих важных моментов. Вред начинается, когда использование смартфона становится длительным, бесконтрольным и вытесняет другие интересы и потребности. Злоупотребление может привести к проблемам со зрением — длительное время, проведённое за экраном, может вызвать «цифровой глазной стресс» (сухость, покраснение глаз, боль и усталость). Нарушения осанки и боли в шее и спине — связаны с позой, в которой чаще всего используют смартфон. Снижение физической активности — когда время детей занимает экраны, они часто проводят его в сидячем положении, что приводит к недостаточной физической активности. Нарушение сна — смартфоны, как правило, не выключаются ночью, что нарушает режим сна как детей, так и их родителей. Проблемы с концентрацией и памятью — гаджеты предоставляют непрерывный поток информации, который ребенок должен усваивать за короткие промежутки времени. Это способствует развитию поверхностного восприятия и снижению способности концентрироваться на длительных задачах. Что влечет за собой задержку в развитии когнитивных способностей — длительное время за экранами снижает способность ребенка к самостоятельному решению задач, развитию критического мышления и творческих способностей. Социальная изоляция — длительное времяпровождение за экранами может привести к тому, что дети начинают избегать общения в реальной жизни. Виртуальная реальность предоставляет им мгновенные, но поверхностные связи, что мешает развитию полноценного общения и социальной адаптации. Если вы не можете полностью отлучить ребенка от смартфона, контролируйте время и информацию, которую он потребляет, для чего существуют цифровые инструменты родительского контроля. А чтобы минимизировать воздействие излучения, не забывайте, что смартфон рекомендуется держать на расстоянии от головы даже во время телефонного разговора, используя громкую связь. И никогда не кладите смартфон в постель, особенно на уровне головы, даже себе, а ребенку тем более.