Уже во втором чтении в парламенте проходит законопроект об ограничениях «в сфере переподготовки педагогов». В большей степени поправки к закону «Об образовании» касаются учителей, которые стремятся повысить или дополнить квалификацию, обрести вторую специальность. «Это стыдно», – охарактеризовал ситуацию на рынке «фиктивной» переподготовки педагогических кадров Вячеслав Володин.
Свое неравнодушие к проблеме подготовки педагогических (и медицинских) кадров спикер нижней палаты парламента обнаружил еще в феврале. Что до учителей, то Володин был непримирим в беседе с главой образовательного ведомства: «Это стыдно». Хотя, наверное, за два месяца вольницу частных курсов и семинаров прикрыть трудно.
И до сих пор интернет изобилует предложениями по переподготовке и повышению педагогической квалификации. Предпарламента приводит цифры, согласно которым только на одном сомнительном сайте представлено 1660 курсов переподготовки и 4000 дистанционных программ повышения квалификации: от логопеда до учителя химии. Цена вопроса – около 20 тысяч рублей, а минимальный срок обучения всего месяц. Впрочем, можно еще ускориться и найти курсы повышения квалификации за 36 часов.
Допообразованием педагогов занимается 6,9 тысяч организаций. Тысяча из них не имеет никакого отношения к образовательным или научным организациям. Среди предлагаемых программ повышения квалификации педагогов, а их 272 тысяч, только 5,9% имеют профессиональную аккредитацию.
В переподготовке не менее печальные цифры: из 65 тысяч программ госаккредитация есть только у 4,6% «контор». Большая часть «ускоренных курсов» доступна для дистанционного обучения. Удаленную переподготовку за последние 8 лет прошли 1,3 миллиона учителей.
По мнению спикера Госдумы, инициатива с упорядочением системы переподготовки педагогов призвана «улучшить качество образования и исключить формальный подход» к получению новых знаний учителями.
В проекте закона прописано, что добиться этого можно, проводя обучение и повышение квалификации только в государственных, муниципальных образовательных организациях. Либо в организациях уровня с «государственной долей в уставном капитале». А также в учебных программах, учрежденных «госкомпанией или госкорпорацией». Образовательную функцию и переподготовку планируют оставить и за спортфедерациями, федеральным центром поддержки одаренных детей и в известном научном центре инноваций.
Еще в предложенных думцами поправках к федеральному закону «Об образовании», а именно туда новая система ДПО (дополнительное профобразование) по педагогическим специальностям вносит изменение, говориться, что повышение квалификации будет возможно только по основной специальности учителя. Если требуется переподготовка «на другой предмет», например, математик собрался преподавать информатику, физику или другие дисциплины, программа переобучения должна занимать не менее 250 часов.
В сотрудничестве с Минпросвещения, будут составлены реестры организаций, которым доверят учительскую подготовку, и реестр программ подготовки. Это, по мнению депутатов, исключит присутствие в ДПО для учителей «частных фирм, которые занимаются, по сути, просто выдачей документов».
— Скажу сразу, что для Москвы, Питера и, скорее всего, вообще для крупных городов проблема не актуальна, – говорит методист и преподаватель Анастасия Гордеева. – Не потому, что тут учитель курсы за 36 часов пройти не может – может, конечно. Но он просто на работу не устроится, не пройдет подтверждение квалификации. В Москве учитель при устройстве на работу проходит тесты, аналогичные работам МЦКО (ВПР) и ЕГЭ по своему предмету, вместе взятым.
Поэтому проблема, скорее всего, региональная. Я часто на сайте школ вижу, что один и тот же учитель, администратор имеет квалификацию по пожарной безопасности, ОБЖ и курсам оказания первой помощи (условно). Наверное, положительно влияет на зарплату. Или двойная специальность у человека, предметы не смежные. Ну, про малые и сельские школы что говорить, там физик-учитель физкультуры, который еще и биологию преподает – не редкость. В принципе, профстандарт школьного учителя один, для всех предметников. Когда ситуация с кадрами вынуждает, учитель переквалифицируется, это вполне законно.
Что касается дистанционного обучение, года 3-4 назад на онлайн-курсы, наоборот, всех в школах загоняли. На государственные, конечно. Но там были такие объемы всего, в том числе практик, что многие коллеги в течение года не успевали их пройти и брали «задание на лето». Поэтому, наверное, удаленные курсы повышения квалификации –не плохо. Просто, надо их привести в соответствие с целями и задачами обучения для самого учителя. Если частные курсы «для галочки» – зло, то и слишком «замороченные» государственные – тоже перебор.