Депутат Госдумы РФ Борис Чернышов предложил заменить единый государственный экзамен (ЕГЭ) системой выявления талантов у учеников, основанную на блокчейн-технологии. Соответствующую просьбу парламентарий направил министру просвещения РФ Ольге Васильевой.
«Система федеральных образовательных стандартов, по мнению большинства родителей и педагогов, нуждается в доработке. Взрослые часто жалуются, что документ ориентирован скорее на теорию, нежели на практику, поэтому проверить, насколько действительно способен ребенок, почти невозможно. В связи с этим предлагается ввести другую методику оценки знаний и способностей учеников, альтернативную сдаче ЕГЭ», — в частности, сказано в обращении Чернышова.
Депутат подчеркнул, что ЕГЭ был изначально придуман США для проверки знаний у детей с отклонениями в развитии. Многие граждане экзамен не поддерживают, отметил Чернышов. По его словам, более оптимальным был бы вариант, при котором ЕГЭ заменят на систему раннего выявления талантов у учеников.
По словам замглавы комитета Госдумы по образованию и науке, анализировать полученную информацию поможет блокчейн-технология, позволяющая с «математической точностью оценить индивидуальность каждого ребенка, чьи данные были введены в программу электронной школы».
Ранее стало известно, что в российских школах могут отменить пятибалльную систему оценки и заменить ее на 12-балльную. Министр просвещения России Ольга Васильева выступила против такой инициативы.
Какие плюсы у системы ЕГЭ?
Помогает избегать коррупции и блата при поступлении в вузы;
Оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов;
Стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную;
Позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах;
Позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте;
Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наемных проверяющих;
Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведет к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
Какие минусы у системы ЕГЭ?
Исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало школьника;
В некоторых экзаменах содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов;
Не учитывается специализация школы: ученики школ как с гуманитарным, так и с естественнонаучным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена;
Формат заданий ЕГЭ не соответствует формату текущей аттестации на уроках, поэтому ученикам и учителям приходится тратить дополнительное время не на изучение учебной программы, а на освоение процедуры ЕГЭ;
При компьютеризированной проверке результатов возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.
В России не собираются отказываться от ЕГЭ
В министерстве просвещения не поддержали идею замены ЭГЭ на блокчейн-систему поиска талантов, предложенную одним из депутатов Госдумы. Как пишет «Российская газета», ведомство не планирует отказываться от такой формы экзамена и продолжит работу над его совершенствованием. Тем более, что поиск талантов и развития профориентации учеников и так является одним из приоритетных направлений работы министерства.
Минпросвещения уже запустило проект ранней профориентации «Билет в будущее» для учащихся 6-11 классов. Он состоит из трех блоков. Первый – «Самоопределение». На сайте любой школьник может пройти тестирование и сформировать свое цифровое портфолио. Второй – «Профпроба».
В регионах планируется проводить масштабные фестивали профессий, и каждый участник получит «паспорт», содержащий его уникальный идентификатор. И третий: у ученика должен появиться личный педагог-наставник, который поможет изучить профессию более подробно.