Многие, наверное, помнят рассказы первых лиц нашего, а также всевозможных экспертов с федеральных каналов о важности и необходимости импортозамещения в нашей стране. Причем разговоры об этом идут не год и даже не два, а уже почти 10 лет.
За это время на реализацию программ по импортозамещению было потрачено огромное количество бюджетных средств, а чиновники рапортовали о небывалых успехах в машиностроении, сельском хозяйстве и других отраслях нашей экономики.
Однако настоящий бум импортозамещения начался в прошлом году, когда из-за санкций и новой экономической реальности множество западных компаний объявили об уходе с российского рынка. Однако отечественное начальство заверило население в том, что ничего страшного не произошло, ведь теперь отечественный бизнес займет освободившиеся ниши.
И, нужно сказать, что импортозамещение действительно произошло, только не в смысле замены импорта отечественными товарами, а в смысле замены одного импорта на другой. Особенно большую выгоду от всего этого получил Китай, который фактически поглощает российские рынки, не оставляя шансов отечественным производителям.
Так, например, из исследования «Автостата» следует, что китайские крупные автопроизводители вроде FAW или Shacman вытесняют «КАМАЗ» с российского рынка грузовиков. Если в прошлом году на отечественного производителя приходилось 40% всех грузовиков, то теперь в два раза меньше. Продажи же, например, FAW, напротив, выросли на 780%.
В условиях, когда китайские автогиганты могут предложить фактически более дешевые, но качественные копии европейских Volvo или Mercedes, у российского «КАМАЗа» просто исходя из законов рыночной конкуренции, не остается шансов на сохранение за собой прежних позиций.
Тем более в условиях, когда с одной стороны, на российскую компанию давят западные санкции, а с другой – экспансия Китая на отечественный рынок. Многие, наверное, ещё помнят, что как раз из-за экономических ограничений «КАМАЗ» заявлял о переходе на выпуск «классических моделей«, то есть по факту на производство машин образца 1970-х годов.
При таких вводных судьба «КАМАЗа» – это поглощение через пару лет каким-то крупным китайским автоконцерном. Сохранить предприятие и изменить положение дел во всей отрасли помогла бы политика протекционизма, то есть защита и поддержка отечественных производителей от иностранных конкурентов. В своё время через это прошли Англия, Германия, Южная Корея и другие развитые страны.
Концентрация сил на развитии собственной промышленности могла бы послужить тем самым драйвером для роста нашей экономики, о котором так часто говорят российские начальники. Однако, компрадорская «элита» нашей страны уже давно дала понять, что является сторонницей неолиберальной рыночной экономики.
А при таком подходе, как понимаем, никакую промышленность развить не удастся, так как более сильные иностранные конкуренты в короткие сроки экономическими средствами задавят её и поделят рынок между собой. Собственно, результаты того же импортозамещения лишь подтверждают это правило.