«Урюк» вместо русской литературы

«Урюк» вместо русской литературы

Последователи печатного слова вынуждены уходить в подполье. Указанный в заглавии градус символизирует температуру, при которой начинается горение бумаги.

Сегодня интернет прекрасно справляется с задачей уничтожения книг, где российских школьников фактически отучают читать даже обязательную литературу.

Некто Алексей Скрипник — автор известного ресурса, название которого мы здесь не упомянем, чтобы избежать ненужной рекламы. На протяжении более двух десятков лет его сайт знакомит наших детей с литературными произведениями из школьной программы. Но как же он знакомит? Доводит их до насмешливого формата компотного урюка.

«В будущем не должно быть уроков литературы!» — открыто заявляет Скрипник. С кривой улыбкой добряка он утверждает, что «детей не следует заставлять заниматься тем, что им не нравится». В данном случае — читать книги.

Кто-то может сказать: мол, в этом нет ничего криминального? Человек движим благородным желанием помочь школьникам, которые, в общем-то, не обязаны любить литературу. Пусть ребята в нужный момент хотя бы ориентируются в правильном направлении, используя краткие шпаргалки. Проблема в
том, что за более чем двадцать лет подачи этих «виртуальных сухофруктов» у сервиса возникла многомиллионная аудитория. А почему бы и нет? Это же здорово: суть толстовского романа «Анна Каренина» здесь излагается в трех фразах, как и «Слово о полку Игореве». А «Мертвые души» Гоголя вообще — в двух. Приятно?

На самом деле, в разделе «подробный пересказ по главам» имеется некоторая детализация событий. Сухо и примитивно. Где тут литература, какой плод творчества писателя, какой культурный код нации? Я и говорю — «урюк».

И подобных ресурсов в Рунете более чем достаточно. Кому это выгодно? Ведь общеизвестно, что способность различать добро и зло изначально — до получения личного жизненного опыта — формируется у ребенка именно на притчевых, литературных примерах. А здесь вам любезно подсовывают продукты доморощенных образовак, виртуальных скрипников. И юные жители некогда самой читающей страны в мире, с трудом справившись с ОГЭ и ЕГЭ, уходят во взрослую жизнь налегке (читай — с пустой головой), не успев познакомиться на шелестящих страницах с героями великого Толстого, остроумного Чехова, трогающего душу Достоевского, пронизывающего сердца Куприна, загадочного Булгакова…

Некоторое время назад данную проблему поднял в телеэфире знаменитый режиссер и общественный деятель Никита Михалков, справедливо заметив, что «это прямой путь к уничтожению интереса молодого человека к глубине и значению русской литературы». Но подобные сервисы по-прежнему активно функционируют и выдают уродливый суррогат знаний.

Не обязательно закрывать такие сайты. В свое время из Госдумы в Министерство просвещения РФ было направлено письмо, в котором предлагалось ввести ограничения на выдачу в сетях уникальных пересказов произведений школьной программы (цитирую): «По оценкам экспертов, бесконтрольное использование нейросетей для решения школьных задач может отучить школьников мыслить самостоятельно и не способствует усвоению знаний».

Или хотя бы так: владельцев «помогающих» ленивым школьникам сервисов следует обязать размещать на каждой странице «краткого пересказа» — крупным шрифтом! — доброжелательный призыв к чтению произведения в оригинале. С предвкушением того, какое удовольствие может испытать читатель, познакомившись с книгой в полном варианте, а не в сокращенном. Чиновники пока не обратили на это внимание.

Елена Мороз

Источник: mirnov.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях