15 февраля отмечается годовщина вывода советских войск из Афганистана. В афганской войне огромную роль в поддержке наших войск играла вертолетная авиация. Об уроках той войны рассказывается в статье воевавшего в Афгане генерал-лейтенанта Анатолия Сурцукова, опубликованной в электронном издании «Армейский стандарт».
Справка «МК»:
Анатолий Васильевич Сурцуков в 1974 году окончил Саратовское военное авиационное училище летчиков, в 1987-м — Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина, в 1998-м — Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил РФ. От летчика-штурмана вырос по служебной лестнице до начальника Управления армейской авиации (2003–2005). С 1981 по 1982 год проходил службу в 50-м отдельном смешанном авиаполку в Афганистане замкомандира эскадрильи и комэском. Общий налет более 3300 часов. Боевых вылетов — более 700 (из них — 522 в Афганистане).
Группировка армейской авиации в составе ВВС 40-й армии к концу Афганской войны увеличилась, по сравнению с ее началом, в 3 раза — со 112 вертолетов различных типов до 331. Если в начальный период в ее составе насчитывалось 52 новейших на то время боевых вертолета Ми-24, то к концу войны их было 229.
Вертолеты типа Ми-8Т применялись в основном в равнинной и пустынной местности, а ударные Ми-24, сконструированные для применения на европейском театра военных действий в основном для поражения бронированных целей с передней полусферы, «неуютно» чувствовали себя в условиях Афганистана. Им явно не хватало запаса мощности в жарком климате и в горах. Экипажи были вынуждены применять их или со стационарных аэродромов, или с посадками на площадки с превышением не более 1500 метров над уровнем моря.
При этом вертолеты Ми-8МТ показали себя с самой лучшей стороны: большая энерговооруженность, автономность, обусловленная наличием вспомогательной силовой установки, новая энергосистема, частичное бронирование, а затем и наличие бортового комплекса обороны «Липа». В первые периоды войны Ми-8МТ являлся основной ударной силой во время выполнения огневых задач, тогда как Ми-24 отводилась роль уничтожения средств ПВО противника и усиления ударной группы.
Отмечается, что в начальный опыт боевого применения неуправляемых авиаракет (НАР) С-5 показал их низкую эффективность при ударах по живой силе противника и укреплениям. Появившиеся во второй половине афганской эпопеи НАР С-8 устранили этот недостаток и существенно повысили боевой потенциал вертолетов.
Общий налет армейской (вертолетной) авиации в Афганистане составил 790 тыс. часов. Наибольшие потери пришлись на 1985 год, что было связано с массированным применением противником американских переносных зенитных ракетных комплексов «Стингер». Средний налет на одну безвозвратную потерю составил 2355 часов. В среднем ежемесячные потери составили 3 вертолета.
Всего, отмечается в статье, мы потеряли в Афганистане 495 членов экипажей вертолетов. Звания Героя Советского Союза были удостоены 15 офицеров (один — в авиации погранвойск). Летчикам армейской авиации вручено более 20 тысяч орденов и медалей.
Вертолетные экипажи выполнили более две трети всего объема авиационных задач, зачастую связанных с большим риском. «Сложный рельеф местности, неблагоприятное сочетание природно-климатических факторов, постоянная опасность обстрела противником как на земле, так и в воздухе делало работу вертолетчиков очень тяжелой, на пределе возможностей человека и машины», — отметил генерал Сурцуков.
По его словам, многие уроки и выводы Афганской войны актуальны по сей день, и будут актуальны еще долгое время. Вот лишь некоторые из них: решающим фактором успеха являются соответствие уровня технической оснащенности частей условиям применения и поставленным задачам, всесторонняя готовность личного состава к их выполнению и качество принимаемых решений на их применение; заблаговременная, целенаправленная, всесторонняя, качественная подготовка личного состава позволяет избежать неоправданных потерь дорогостоящей авиатехники и бесценного летного состава; нельзя недооценивать противника, лучше переоценить его возможности.