Постепенный отказ от импорта газа из России, предусмотренный 19-м пакетом санкций ЕС, в целом соответствует дорожной карте, исключающей наше голубое топливо из энергетического баланса стран Европы, разработанной еще в начале текущего года. Тем не менее, теперь Европа намерена ужесточить условия моратория, устранив последнюю лазейку, через которую российские углеводороды могли бы поступать на рынок континента, и полностью закрыть трубопровод «Турецкий поток», проложенный по дну Черного моря.
Судя по всему, в таком случае Брюссель рискует вызвать недовольство других экспортеров газа, в частности, Азербайджана, для которого Турция, как и для России, является важным транзитным пунктом поставок углеводородов в Евросоюз.
Детали новой попытки Запада ограничить доходы нашей страны от энергетического сектора были известны заранее. Ограничения в отношении газовой отрасли разрабатывались около года назад и были официально одобрены Советом Евросоюза в конце октября 2025 года, фактически одновременно с утверждением 19-го пакета антироссийских санкций ЕС. Более раннему введению ограничений препятствовала Венгрия, которая до 2025 года занимала пост председателя Совета министров Европы — одного из ключевых законодательных институтов Старого Света, а затем вместе со Словакией и Сербией постоянно угрожала заблокировать любые экономические меры против газа из России. Будапешт старался добиться для себя особого статуса в общей резолюции ЕС, чтобы продолжить получать российский газ, однако в начале октября, под давлением остальных участников союза, Венгрия отказалась от внесения исключений в предлагаемый Еврокомиссией запретительный пакет документов.
Достигнутый консенсус по поводу санкций предполагает, что с 1 января 2026 года европейским государствам будет запрещено закупать как трубопроводный, так и сжиженный российский газ. Однако имеются небольшие оговорки. Будет установлен переходный период для ранее подписанных соглашений. В частности, краткосрочные контракты, заключенные до 17 июня 2025 года, будут действовать до 17 июня 2026 года, а долгосрочные контракты — до 1 января 2028 года.
Контроль поставок для таких исключений будет крайне строгим. Информация, необходимая для получения каждого разрешения на контракты, подпадающие под действие переходного периода, должна быть предоставлена как минимум за месяц до начала соответствующих поставок. Нарушение такого условия автоматически аннулирует все контрактные обязательства сторон.
Вступившие в силу санкции будут означать, что за два предстоящих года Россия полностью утратит европейский рынок газа. Объемы, которые в последнее время направлялись в страны Старого Света, конечно, несоизмеримы с поставками, осуществляемыми до начала санкционной кампании в 2022 году, когда отечественные производители экспортировали в Европу примерно 150 млрд кубометров в год.
По оценкам брюссельской исследовательской организации Bruegel, за январь — сентябрь 2025 года Россия поставила в Евросоюз около 27,6 млрд кубометров газа, заняв четвертое место после Норвегии (72 млрд), США (61 млрд) и Алжира (29 млрд). Трубопроводное сырье после прекращения транзита через Украину идет почти исключительно через «Турецкий поток», остальное поставляется с помощью танкеров, перевозящих СПГ.
По словам экономиста и топ-менеджера в сфере финансовых коммуникаций Андрея Лободы, после отказа от российского топлива европейским странам придется изменить структуру импорта, увеличив закупку более дорогого сжиженного природного газа (СПГ), главным образом у США и Катара. Теоретически участники ЕС успешно справятся с этой задачей, хотя и будут вынуждены платить за газ по повышенным ценам.
По оценкам эксперта, в 2025 году российские поставки в ЕС составят около 36-38 млрд «кубов». На следующий год, с учетом действующих контрактов, статус-кво по санкциям и умеренной зимы, потребители Старого Света получат порядка 32-36 млрд кубометров. Рисковый сценарий предполагает ужесточение ограничений на российское голубое топливо, что приведет к сокращению экспорта из нашей страны до 25 млрд.
Даже несмотря на реализацию дорожной карты по отказу от российских углеводородов, существует вероятность, что ЕС в будущем продолжит усиливать санкционное давление на энергоресурсы из нашей страны. В частности, по предложению Греции может быть закрыт «Турецкий поток», так как этот трубопровод является последней газовой лазейкой, через которую российский газ сможет попадать в Европу даже после 2027 года. Афины предлагают ввести правило, согласно которому все углеводороды, проходящие по этой ветке, будут считаться российскими. Отчасти в идее Греции есть смысл, отмечает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. С помощью заработавшего в январе 2020 года трубопровода, проложенного из России через акваторию Черного моря, Турция несколько лет назад планировала создать на своей территории крупный газовый хаб и стать одним из серьезных игроков европейского энергетического рынка. Одну часть поступающего из нашей страны по этому маршруту сырья Анкара оставляет для наполнения собственного рынка, а другую отправляет в Европу по второй линии «Турецкого потока».
«Греция считается одним из самых экономически слабых участников ЕС, поэтому, скорее всего, инициатива Афин продиктована другими, более влиятельными представителями Европы, и не исключено, что даже непосредственно Брюсселем, — отмечает эксперт. — Однако реализовать такую идею на практике будет крайне сложно, так как практически невозможно доказать «гражданство» газа. Турецкий плацдарм используется для поставок углеводородов в Евросоюз и другими производителями, в частности Азербайджаном, который будет категорически против предлагаемого Грецией правила, поскольку собирается увеличивать поставки своего газа на рынок Старого Света».
В любом случае, по истечении переходного периода, потребители ЕС с каждым годом будут вынуждены платить за газ все большие и большие суммы. «Для замены нашего сырья углеводородами из других добывающих регионов, — объясняет финансовый аналитик Игорь Расторгуев, — европейцам потребуется масштабное развитие инфраструктуры: придется достраивать СПГ-терминалы в Польше, Германии и на Балтике, усиливать транспортные и перегрузочные узлы морских портов, а также прокладывать внутренние интерконнекторы между странами союза. По расчетам того же Bruegel, на такие цели страны континента потратят не менее 100 млрд евро».