Учителя не хотят работать «белыми ходоками» и атлантами, несущими чужие обязанности

В образовательном ведомстве рассказали о новом проекте — «горячей линии» для школ по оперативному подбору кадров. Нехватку школьных педагогов намедни обозначили как одну из девятнадцати главных проблем, мешающих развитию образования. Министерская «линия», наподобие рекрутинга, будет работать в обе стороны. Директора школ станут предоставлять вакансии, учителя — искать работу.

Учителя не хотят работать «белыми ходоками» и атлантами, несущими чужие обязанности

О том, что на высоком ведомственном уровне запущена «горячая линия» «по подбору педагогов для директоров школ в целях оперативного поиска учителей и других педагогических работников, а также для преподавателей, ищущих работу в школе», сообщили в пресс-службе. Обещают, что каждое обращение будет принято и рассмотрено в течение трех рабочих дней. Часы работы у «агентства» по расписанию бюджетников — с 9 до 18.

В среднем по стране дефицит педагогов около 2%, но «в отдельных регионах и по определенным предметам ситуация более напряженная», — такова официальная ведомственная позиция. Но, как известно, «дьявол кроется в мелочах», а жизнь вносит краски и уточнения в любые статистические выкладки. «Линию» по подбору кадров «от министра» немедля обсудили на учительских форумах. И вот к каким выводам пришли.

Распространены случаи, когда учителей агитируют ходить по домам учеников. Не только с целью взглянуть в глаза родителям прогульщиков либо «отстающих». Или как фильмах показывают: если сами родители — прогульщики и не идут в школу, школа идет к ним.

Однако сегодня такой поход — добровольный выбор педагога, «хождение в народ» в должностные обязанности не входит. Но, невзирая на законодательство, учителей гоняют и в хвост и в гриву. Если необходимо: собрать сведения о семье, «занести бумажку» или расписаться, «оповестить население». Молодые учителя даже придумали мем на эту тему, связанный с «белыми ходоками». Старшие, скорее, сравнивают себя с работниками ЖКХ, которым тоже часто вменяют поквартирные обходы. Но при чем здесь педагогика?

Многие учителя в школе имеют статус классного руководителя. По сравнению с обыкновенным предметником это выгодно: «классрукам» доплачивают. Но и обязанностей море. Не только учить, а теперь и воспитывать — еще и ведение личных дел, журналов, контрольные и прочая отчетность. Внутри- и внеклассные мероприятия, «навигация»-профориентация, волонтерство, культурно-спортивное развитие, проведение очных и онлайн-конкурсов, олимпиад. Ко многим из них, кроме детей, требуется привлекать родителей.

Но еще зачастую на «классных», в особенности молодых, навешивают неучтенные обязанности. Выходы на замену уроков. Оснащение кабинетов, ведь каждая мелочь проходит через тендер и госзакупки. И «проще вам этот плакат (атласы, транспортиры, альбомы, новогоднюю мишуру и др.) купить, чем в администрации этим заниматься».

Учителя не хотят работать «белыми ходоками» и атлантами, несущими чужие обязанности

Нередко учителям еще вменяют всякие дежурства — на переменах, на мероприятиях, в том числе уличных и воскресных, в группе продленного дня и т.д. Распространено «добровольное» повышение/подтверждение квалификации и сертификации, «наблюдение» за ОГЭ-ЕГЭ, ведение кружков или методических объединений, обеспечение участие класса (а иногда и родителей тоже) в детско-юношеских организациях. Притом что советником директора «по воспитанию и взаимодействию» выступает совсем другая персона, и доплату за это получает.

А еще есть подготовка к госэкзаменам после учебы, ведение школьных/классных чатов и соцсетей… «Рой проблем, каких-то обязаловок, дополнительных опций, которых больше, чем прописанных в договоре», — в сердцах сетуют учителя. И отмечают, что в разговорах и прикидках о снижении почасовой нагрузки на каждого педагога об этих дополнениях к работе — ни слова.

— Я могу сказать, что в Москве и других крупных городах ситуация с нагрузкой исправляется, — говорит эксперт в области образования учитель русского языка и литературы Мария Бушуева. — Классное руководство привлекательно тем, что при существующей системе это еще 25–35 тысяч к заработку.

В оплате есть базовая часть, есть плата за человеко-часы в классе, есть надбавки или премии. Классное руководство — это еще гарантированные деньги за каждого ученика, бонусы за мероприятия, ведение кружков, например.

В провинции, как я знаю, более сложная система расчета, там остались стимулирующие выплаты, которые не всегда прозрачны, и не всегда понятно, за что их дают. Или не дают. А стимулирующие могут составлять от четверти до трети всего учительского заработка.

«Горячая линия» может быть хорошим решением, как мне кажется. Вскоре, как говорят, у нас введут единую систему оплаты учительского труда, без стимулирующих. Но вдобавок, наверное, хорошо бы не только кадровую, но и правовую линию открыть. Или «ящик» какой-то, с возможностью анонимных сообщений. В конечном счете региональные власти и департаменты образования надо отучить от мысли, что у них есть бесплатная рабсила — учителя.

Источник: www.mk.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях