В пятницу, 3 октября, в России состоялся День Учителя. Прошел месяц с начала нового учебного года, и уже можно сделать первые выводы. Школьное образование — это тема, которая волнует всех: учителей, родителей и, безусловно, самих учеников. Многое изменяется на наших глазах, и нынешние школьники учатся совершенно не по тем программам, что были у их родителей. Сокращение контрольных и проверочных работ, изменение формата домашних заданий, обсуждения вокруг целесообразности ЕГЭ и внеучебная активность — все это реалии, к которым нам необходимо быстро адаптироваться.
Одним из основных нововведений прошлого учебного года стало уменьшение обязательных ОГЭ после 9 класса до двух — те, кто намерен продолжить обучение в колледжах или училищах, а не в 10-11 классах, могут сдать только русский язык и математику. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов уже отметил, что это правило сохранится и в учебном году 2025/26.
Председатель родительского комитета одной из московских школ Екатерина Овсянникова, выступая в пресс-центре «МК», подчеркнула, что для многих учеников это очень удачное решение.
— У меня как раз средняя дочь закончила 9 класс в прошлом году. Мы продолжили учёбу в 10-11 классах, но для тех детей, которые хотят продолжить своё образование в колледже, это, безусловно, облегчение. Экзамены всегда вызывают стресс, и я считаю, что сдача экзамена — это средняя температура по больнице. На ученика могут влиять множество факторов, совершенно не зависящих от его знаний, поэтому если такая возможность предусмотрена, то почему бы ей не воспользоваться? Я не думаю, что это плохо, скорее наоборот, это хорошо для многих детей.
Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук Александр Снегуров согласился с мнением собеседницы и отметил, что сокращение списка обязательных экзаменов не наносит серьезного ущерба, ведь у тех, кто планирует продолжать обучение, все равно остается возможность сдать все экзамены.
— Я вспоминаю, что в мое время после 8 класса в тогдашней десятилетней школе было четыре экзамена. В принципе, это разные парадигмы. Здесь трудно проводить прямое сравнение между экзаменами прошлого и тем, как изменился педагогический ландшафт ОГЭ и ЕГЭ, — пояснил эксперт.
Другой вопрос, который всерьез беспокоит родителей и учителей — это усталость школьников на фоне значительного объема домашних заданий. По словам Екатерины Овсянниковой, закрепление знаний через домашнюю работу по-прежнему необходимо.
— Домашние задания, да, можно уменьшить, но это негативно скажется на продуктивности обучения. Я считаю, что прежде всего нужно как-то регулировать количество детей в классах, чтобы учитель мог уделять внимание каждому. Тогда они смогут более эффективно работать в школе, — добавила она.