Цены под грифом «секретно» : власти предлагают новую методику в борьбе с продовольственной инфляцией

Минпромторг решил раскрыть секрет формирования цен на продукты питания. Для этого он намерен запросить у Федеральной налоговой службы (ФНС) доступ к налоговой тайне торговли и поставщиков. Как известно, власти уже раньше пытались противостоять необоснованному росту цен, но без значительных результатов. Удастся ли им на этот раз?

Цены под грифом «секретно» : власти предлагают новую методику в борьбе с продовольственной инфляцией

Цель Минпромторга является весьма благородной: отслеживать путь товаров к потребителю на всех этапах, фиксировать наценки на каждом из них и в случаях резкого скачка цен анализировать ситуацию и делать выводы. Это разумный подход, но не совсем понятно, почему ранее не применялся этот метод? Ведь очевидно, что нужно выявить резкие колебания и уже затем разбираться с ситуацией.

Ранее, когда происходила проверка роста цен в розничной торговле, все участники процесса (торговля и производители) уверяли, что они находятся на грани рентабельности, то есть никак, ну абсолютно никак не наживаются на потребителях. В результате цены на все товары постоянно увеличивались, зачастую скачками, а широкой общественности так и не становилось ясно, кто именно ответственен за это. Например, производители картофеля не раз заявляли, что оптовые поставки клубней в торговые сети стоят в 2-3 раза дешевле, чем на прилавках.

В общем, есть серьезные подозрения, что проблема кроется именно в ритейле. Теперь объектами проверки станут торговые компании, производители и посреднические поставщики – все, по отчетности которых Росстат рассчитывает рост индекса потребительских цен. Через налоговую службу Минпромторг получит информацию обо всех сделках, суммах дохода, расхода и прибыли. На сегодняшний день эти данные представляют собой коммерческую налоговую тайну, которую охраняют как зеницу ока. Можно надеяться, что на этот раз власти смогут вывести злоумышленников на чистую воду, и цены не будут расти такими темпами, как это происходило в последние годы.

– С моей точки зрения, здесь два аспекта, – разъясняет аналитик аграрного рынка Александр Корбут. – Общая неудовлетворенность от того, что все ранее предпринятые меры по сдерживанию цен не очень-то и сдерживают их. Хотя все нормативные акты по этому вопросу у нас существуют, и полномочий ФАС вполне достаточно. Поэтому перекладывание проблемы на ФНС выглядит не совсем логично. Антимонопольщики при своих проверках цен требуют все необходимые документы – в том числе по цепочке от поля до прилавка.

–​ Она, наверное, совсем короткая? Производитель, транспортная компания и торговые сети? Что тут проверять?

– Не совсем так. Чтобы собрать товарную партию, одного производителя, как правило, недостаточно, требуется несколько предприятий, где уже могут возникать различные «прокладки». В этой цепочке есть услуги по фасовке и упаковке, которые увеличивают отчетность по цене, а через аффилированные компании изменяется сумма прибыли. Предлагаемая инициатива – это попытка использовать базу данных ФНС, откуда практически не бывает утечек. А вот как в дальнейшем могут быть использованы эти данные и кем – вопрос.

–​ Но каким образом через налоговую отчетность можно установить уровень наценок?

– Полагаю, что будут приниматься во внимание начальные цены продаж по конкретным сделкам, стоимость оказываемых услуг. Затем – входные цены в торговых сетях и конкретно на полке. Однако подводных камней много. Например, существует определенная система скидок, которая непостоянна и меняется в зависимости от спроса и предложения. Логика в инициативе Минпромторга есть, но хлопот с ее реализацией будет немало. А вот насчет результата я не уверен. В мире существует единственный способ борьбы с высокими ценами: увеличение объемов производства и качества продукции. Тогда и цены не будут расти. И, конечно, необходимо повышение доходов населения, так как высокие цены особенно бьют по малообеспеченным россиянам.

–​ «Предложение Минпромторга по запросу данных из ФНС мне напомнило советское прошлое, когда предприятия отчитывались перед ЦСУ СССР по огромному количеству показателей, рассказал сопредседатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ. – Большинство из них никак не учитывались в принятии управленческих решений и просто оседали в архивах». Поэтому у меня вопрос: есть ли у предполагаемого мониторинга динамики цен на продовольствие такая формула, в которую можно подставить значения из отчетов, чтобы вычислить справедливую стоимость товара?

– Сегодня по российскому законодательству, начиная от Гражданского кодекса, организации сами устанавливают цены на продукцию, на которые никто не имеет права влиять, за исключением особых случаев. Я считаю неоправданным обязывать организации составлять такую отчетность в уполномоченные структуры – это станет еще одним фактором роста цен. Потребуется дополнительный штат сотрудников и расходы на них.

Сначала нужно доказать, что от этой меры будет больше пользы, чем вреда. Пока это просто желание Минпромторга получить дополнительную информацию.

Источник: www.mk.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях