За минувшую неделю, с 17 по 23 сентября, куриные яйца подорожали на 0,14%, сообщил Росстат. Казалось бы, доли процента — о чем беспокоиться? Но событие на потребительском рынке страны оказалось настолько тревожным, что Федеральная антимонопольная служба предложила «новый механизм сдерживания цен на куриное яйцо». Минсельхоз и Минэкономразвития поддержали инициативу антимонопольщиков.
В 2023 году куриные яйца оказались самыми подорожавшими из всех продуктов питания. По данным Росстата, они прибавили в цене 61,35 %. По свежим данным за август, яйца в годовом выражении подорожали на 33,57%. но если вести отсчет с начала этого года, то яйца дешевеют — с 1 января по конец августа почти на 19,5%. то есть. В течение всего этого года — месяц за месяцем, неделю за неделей, яйца потихоньку сбавляли в цене. И вдруг опять начали дорожать.
В чем же причина? Свой вариант ответа на этот вопрос предложил ФАС. По его версии, между поставщиками и ритейлом существует негласная договоренность. При реализации определенных партий яиц, торговле от производителей причитается премия в размере 5 % от стоимости товара. Теперь ФАС решила прикрыть эту лавочку и в целях сдерживания цен, включить в список социально значимых продуктов и куриные яйца первой и второй категории. Минсельхоз и Минэкономразвития поддержали «новый механизм сдерживания цен».
Но вот только сколько бы власти механизмов ни придумывали, как бы ни защищались от роста цен, они все равно растут.
Правда, такого подорожания за неделю (примерно на 14 копеек) можно было бы и не заметить. Однако есть здесь одно существенное «но». С начала 2024 года, после бурного роста цен в 2023 году, куриные яйца каждую неделю дешевели, о чем нас регулярно информировал Росстат. Пускай на десятые и сотые доли процента за неделю — но дешевели. В итоге, к середине сентября они сбросили в цене почти 20 %.
Как говорится, курочка по зернышку…
Почему сегодня обозначился опасный тренд? Что это – тревожный звонок, что яйца опять станут драйвером подорожания? В прошлом году все началось в октябре, когда цены на них скакнули сразу на 25 %, а дальше и пошло-поехало, до 61 %…
Производители во всем обвиняют торговые сети. Что те, дескать, делают высокие наценки на товар и не заключают с ними долгосрочных контрактов. Но странное дело: с одной стороны птицеводы жалуются на ритейл, а с другой стороны выписывают сетям премии за успехи в реализации их товара.
Все обвинения в свой адрес торговые сети отметают. Заместитель исполнительного директора Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Шамиль Магомедов сообщил в разговоре с «МК», что к ним постоянно приходят с проверками инспекторы ФАСа – по жалобам на необоснованное завышение цен. «И ни разу не нашли никаких злоупотреблений, — говорит он. – Наоборот, по поводу цен возвращались к производителям».
— Торговая наценка на яйца не превышает у нас 10 %, а на товар под маркой «первая цена» и вовсе 6 %, — поясняет он. – Нам не выгодно повышать цены, так как объем закупок сразу падает.
— Вы получаете премии 5 % от стоимости реализованного товара. О каких продуктах идет речь?
— Денег на реализации яиц не заработаешь. Это социально значимый товар и никаких бонусов или премиальных здесь быть не может.
— Как сети назначают цены на яйца?
— Их формирует рынок, а не сети. Мы каждую неделю проводим тендеры по закупке товара у производителя. Кто предлагает лучшую цену, у того и покупаем. Допустим, на этой неделе закупили партию по 100 рублей за упаковку. На следующей неделе эта цена будет на торговой полке. Все гласно и по рыночному.
Осенью, после лета, увеличивается потребление яиц. Может, с этим связано, что цены «зашевелились». Но они не подорожали, они просто не снизились, это и бросается в глаза покупателям.
Однако в стане самих птицеводов по поводу роста цен не питают иллюзий. Кредиты на развитие из-за высокой ключевой ставки ЦБ сильно подорожали. Даже льготный кредит, который раньше выдавался под 6 % годовых, сегодня идет под 16-19 % — и его еще попробуй получи…
— Сама отрасль построена по принципам американской и европейской технологии, — сообщили мне на одном из предприятий. – Чтобы ей соответствовать, закупать промышленных несушек, оборудование — нужны огромные деньги. Где их прикажете брать?
Ну, ответ нам всем известен – из кармана покупателя…