Выглядит все это очень невинно: мол, нужно провести капитальный ремонт 50 аэропортов, на что необходимо найти 12 миллиардов рублей. В бюджете нет, свои отдавать не хочется, так давайте пролоббируем повышение сборов, чтобы вытянуть эти деньги из кошельков пассажиров.
И никого не волнует, что уже запланирована реконструкция региональных аэропортов за счет федерального бюджета. Денег много не бывает!
Аэронавигационный сбор авиакомпании платят за обслуживание рейсов — предоставление средств навигации и связи, обеспечение воздушного движения, сообщения о метеосводках. Суммы зависят от двух параметров: расстояния полета и взлетного веса судна. С 17 сентября этот сбор увеличился в России на 37% для рейсов внутри страны и вдвое для рейсов за рубеж. Повлияет ли это на стоимость билетов? Мнения разделились: чиновники говорят, что нет. Владельцы авиакомпаний утверждают, что рост цен неизбежен.
Первым успокоить общественность попытался исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Рост ставок аэронавигационных сборов в России не приведет к увеличению цен на билеты: впереди низкий сезон, и они, наоборот, будут дешеветь», — считает он. Чуть позже к нему присоединился министр транспорта РФ Роман Старовойт. Он заявил, что ФАС контролирует вопрос, так что сильного подорожания не намечается.
Аэронавигационные сборы поднимают едва ли не каждый год. В последний раз они индексировались в апреле 2023 года и выросли на 10%. Осенью 2022 года для отечественных авиаперевозчиков сборы подняли сразу на 60%, а для иностранных авиакомпаний — на 40%. В итоге в первом полугодии этого года стоимость авиаперелета по России выросла почти на 20%. Такую оценку привел глава Минтранса России Роман Старовойт на Восточном экономическом форуме. В Росстате называют другие цифры: цены на перелеты по России в экономклассе в январе-феврале 2024 года выросли на 34-42%. Эти данные подтвердили агрегаторы, продающие билеты. В сервисе «Яндекс Путешествия» заявили, что в январе и феврале стоимость билетов туда и обратно выросла до 43% в годовом выражении. При этом в марте в продаже находились билеты стоимостью на 50% выше, чем прошлогодние.
В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) считают, что повышение сбора приведет не только к росту издержек и изменению стоимости перелетов, но и к снижению спроса на них. У людей просто не будет денег покупать дорогие билеты…Впрочем, эксперты считают, что сразу после повышения сборов роста цен не произойдет. Ноябрь и начало декабря, февраль и начало марта — это периоды минимального спроса, и авиакомпании всеми силами стараются замотивировать пассажиров летать чаще. Поэтому начиная с сентября цены на билеты снижаются», — говорит исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Вероятно, последствия нынешнего повышения сбора пассажиры почувствуют на своем кошельке в середине следующей весны, а летом они станут заоблачными.
Наталья Владимирова