Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выразила критику в адрес новых торговых норм, предложенных Минпромторгом, предостерегая, что это может привести к увеличению цен на продукты питания, информирует пресса. Речь идет о праве торговых сетей самостоятельно устанавливать тарифы на логистику, как это делают маркетплейсы. Однако, по мнению ФАС, такие изменения неизбежно поднимут затраты поставщиков, что, в свою очередь, скажется на кошельках граждан России.
У затянувшейся дискуссии между министерствами имеется небольшая предыстория. Дело в том, что Минпромторг инициировал разработку национальной модели торговли после ПМЭФ-2025. Ведомство отметило значительные изменения в отрасли, вызванные ростом маркетплейсов. Документ включает пять основных направлений: выравнивание условий между онлайн- и офлайн-торговлей, устранение правовых пробелов, усиление защиты прав потребителей, поддержку потребительской кооперации и обновление регуляций для рынков и ярмарок. Для их реализации были предложены 12 мероприятий, которые могут быть внедрены через законы, постановления правительства или отраслевые стандарты.
Новое предложение Минпромторга, после его анализа, подверглось критике со стороны ФАС. «Ключевой момент в том, что предлагается дать возможность сетям устанавливать цены на логистические услуги по своему усмотрению, при этом исключив логистику из существующего ограничения на 5% вознаграждения, которое поставщики выплачивают сетям», — объяснил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Таким образом, антимонопольное ведомство выступает против идеи предоставления торговым сетям права самостоятельно определять стоимость логистики. Хотя Минпромторг считает это шагом к «равным условиям» для онлайн- и офлайн-ритейла, ФАС предупреждает: на практике это приведет к увеличению затрат для поставщиков и производителей, а дополнительные расходы неизбежно лягут на плечи конечного потребителя. Ассоциация «Руспродсоюз» поддержала эту точку зрения. Исполнительный директор ассоциации Дмитрий Востриков отметил, что новые нормы подрывают саму суть закона о торговле, что «может повлечь серьезные негативные последствия для отечественного производства продуктов питания и продовольственной безопасности страны». Фактически речь идет о возврате к запрещенным ныне по закону «агентским схемам», в рамках которых ритейлер формально не покупает товар у поставщика, а лишь «представляет» его на полке, получая комиссию. На практике это позволяет сетям перекладывать все риски — от порчи продуктов до нереализованного остатка — на производителя, сохраняя при этом полный контроль над ценами и ассортиментом. К негативным последствиям предложений Минпромторга эксперт также отнес отсутствие прозрачности ценообразования из-за исключения логистики из 5% ограничений вознаграждения ритейлу и риск ценовых войн из-за неограниченных инвестиций онлайн в скидки за свой счет.
«ФАС в своем отзыве оспаривает не саму идею конкуренции, а то, как именно предлагается ее реализовать, — считает Владимир Чернов. — В продовольственном секторе у сетей сохраняется рыночная власть, а доля маркетплейсов в продажах продуктов питания пока невелика и составляет 4-6%. Из этого вытекает главный риск: если убрать предохранитель в виде лимита и позволить расширять платежи под видом логистики, то затраты поставщиков увеличатся, и, скорее всего, это отразится на конечных ценах для потребителей». Отдельно ФАС подчеркивает, что постоянный контроль за тем, что именно «скрыто» в логистических платежах, практически невозможен.
Тем не менее, даже отказ от предложений Минпромторга не приведет к стабилизации цен. Более того, они могут вырасти, но не в торговых сетях. Аналитик «Финам» Магомед Магомедов отметил, что до сих пор рост комиссий и сборов на маркетплейсах не приводил к автоматическому увеличению цен по двум причинам. Во-первых, сами маркетплейсы находились в фазе активной экспансии и часто компенсировали затраты скидками за свой счет. Во-вторых, после увеличения комиссий многие продавцы, так называемые селлеры, старались не поднимать цены, чтобы не потерять клиентов на фоне жесткой ценовой конкуренции. Однако такая стратегия не может длиться вечно: игроки с низкой рентабельностью либо покинут рынок, либо будут вынуждены повышать цены. Поэтому на маркетплейсах в ближайшем будущем также ожидается постепенный рост цен для конечных потребителей, предостерегает аналитик.