Узбекский город Нукус затерялся среди песков. Вокруг него простираются сотни километров пустынных просторов. Тем не менее, сюда регулярно приезжают туристы со всех концов света, чтобы посетить национальное сокровище — Государственный музей искусств республики Каракалпакстан.
От ФЗУ до Суриковского
Учреждение искусства было основано московским художником Игорем Савицким. Он родился в Киеве в семье юриста. Его дед по материнской линии, Тимофей Дмитриевич Флоринский, был известным русским славистом, профессором Киевского университета и членом-корреспондентом Российской Академии Наук.
В 1920 году семья переехала в Москву. В это время пятилетний Игорь увлекся рисованием. Однако после школы, в соответствии с модными тенденциями того времени, он был вынужден поступить в училище при заводе «Серп и молот», где получил профессию электроустановщика. В то же время подросток посещал частные занятия живописью у московских художников Рувима Мазеля и Елены Сахновской.
Затем он продолжил обучение на графическом отделении Московского Полиграфического института, в Московском художественном училище имени 1905 года и в Институте повышения квалификации художников. В 1941 году, в возрасте 26 лет, Игорь поступил в Московский государственный художественный институт имени Сурикова. По состоянию здоровья его не призвали на фронт, и во время войны Савицкий находился со своим институтом в эвакуации в Самарканде, где впервые столкнулся с культурой народов Средней Азии. Кроме того, в те годы он познакомился с выдающимися художниками Робертом Фальком и Константином Истоминым, которые стали его наставниками.
«Старьевщик»
В 1950 году Савицкий принял участие в так называемой хорезмской археологической экспедиции под руководством известного этнографа Сергея Толстова. Целью экспедиции было обнаружение следов древних цивилизаций, когда-то существовавших на территориях Туркменской, Казахской и Узбекской ССР. В частности, раскопки проводились в пустыне Кызылкум, неподалеку от Нукуса. Задачей Игоря было делать зарисовки найденных артефактов.
Вскоре он решил окончательно переехать в Нукус. Хотя существует версия, что художник попал в немилость у властей за свое творчество, не соответствовавшее тогдашним официальным стандартам.
Едва устроившись на новом месте, художник начал скупать у местных жителей предметы старинного быта: одежду, ковры, украшения. Владельцы охотно расставались с семейными реликвиями, которые только пылились в сундуках. Мужчина по фамилии Саветски (так его звали аборигены) обещал, что их старые вещи увидит весь мир. И ему верили, хотя и прозвали «старьевщиком».
В 1956 году Игорь Савицкий стал научным сотрудником в Отделе прикладного искусства Каракалпакского научно-исследовательского института экономики и культуры. В 1959 году он перешел работать в Институт истории, языка и литературы Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана, а затем — в Каракалпакский историко-краеведческий музей.
Идея создания собственного музея пришла к художнику постепенно, по мере роста его коллекции. Лишь в 1966 году ему удалось убедить власти Нукуса в необходимости открытия такого учреждения. В том же году местное руководство выделило место под музей и официально назначило Игоря Витальевича его директором. После ремонта здания за собственный счет, Савицкий начал формировать экспозицию.
В дополнение к экспонатам декоративно-прикладного искусства Каракалпакии, приобретенным у местного населения, в музей попали археологические древности, найденные в городищах Хорезма. Целый зал заняли копии известных скульптур и элементов архитектуры, привезенные из Европы и Азии.
Однако особенно впечатляла коллекция живописи. Прежде всего, это были картины Роберта Фалька, которого Савицкий считал своим учителем. Здесь можно было найти самое полное собрание его произведений.
Другую часть коллекции составляли полотна русских и туркестанских художников. Разумеется, у Савицкого было немного средств на их приобретение. Поэтому некоторых художников он убеждал подарить свои картины, а у других оставлял долговые расписки. Впоследствии таких расписок накопилось на сумму более 1,5 миллиона рублей, и некоторые художники, а также их близкие со временем предъявили музею счета, после чего руководству учреждения пришлось долго отбиваться от кредиторов…
Часто Игорь Витальевич обращался к родственникам уже ушедших из жизни художников, хранившим дома их работы. Обычно его интересовали авангардные произведения. По некоторым данным, Савицкому удалось вывезти в Нукус более 80 тысяч образцов авангардной живописи. Самая известная из них — картина «Бык» Василия Лысенко. По легенде, Игорь Витальевич нашел ее в 1972 году в заброшенном доме, принадлежавшем семье сестры художника. Не понимая истинной ценности холста, владельцы использовали его, чтобы закрыть дыру в протекающей крыше. Кроме «Быка», Савицкий привез в Нукус еще пять картин Лысенко, которого искусствоведы позднее стали сравнивать с Кандинским и Малевичем…
«Спаситель красоты»
В первые годы своего существования музей в Нукусе стал центром культурной жизни региона. Уже в конце 60-х его коллекцию представили в Москве, в Музее Востока. Выставки также проходили в других городах — Ленинграде, Таллине, Львове, Казани, Алма-Ате, Уфе.
Игорь Савицкий, ныне именуемый «среднеазиатским Третьяковым», скончался в 1984 году в Москве после продолжительной болезни и был похоронен на русском кладбище в Нукусе. Надпись на его надгробии гласит: «Гениальному спасителю красоты — от благодарных потомков».
На сегодняшний день музейное собрание насчитывает более 90 000 экспонатов. Среди них — работы таких известных авторов, как Давид Бурлюк, Максимилиан Волошин, Любовь Попова, Константин Истомин. Коллекция произведений русского авангарда здесь считается третьей в мире по величине после Русского музея в Санкт-Петербурге и Новой Третьяковки в Москве.