«Третьяковка» посреди пустыни

«Третьяковка» посреди пустыни

Узбекский город Нукус скрыт среди песков. Вокруг него простираются сотни километров пустыни. Тем не менее, сюда регулярно приезжают туристы со всех уголков мира, чтобы посетить национальную сокровищницу — Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан.

От ФЗУ до Суриковского

Учреждение искусства основал московский художник Игорь Савицкий. Он родился в Киеве в семье юриста. Его дед по материнской линии, Тимофей Дмитриевич Флоринский, был известным русским славистом, профессором Киевского университета и членом-корреспондентом Российской Академии Наук.

В 1920 году семья переехала в Москву. В это время пятилетний Игорек увлекся рисованием. Несмотря на это, после школы, согласно «трендам» того времени, ему пришлось поступить в училище при заводе «Серп и молот» для получения специальности электроустановщика. Параллельно подросток брал частные уроки живописи у московских художников Рувима Мазеля и Елены Сахновской.

Затем он продолжил обучение на графическом отделении Московского Полиграфического института, в Московском художественном училище имени 1905 года и в Институте повышения квалификации художников… В 1941 году, в возрасте 26 лет, Игорь поступил в Московский государственный художественный институт имени Сурикова. По состоянию здоровья его не призвали на фронт, и во время войны Савицкий находился со своим институтом в эвакуации в Самарканде, где впервые познакомился с культурой народов Средней Азии. Кроме того, именно тогда он встретил выдающихся художников Роберта Фалька и Константина Истомина, которые стали его наставниками в творчестве.

«Старьевщик»

В 1950 году Савицкий принял участие в так называемой хорезмской археологической экспедиции под руководством известного этнографа Сергея Толстова. Основной целью было нахождение следов древних цивилизаций, которые когда-то жили на территориях Туркменской, Казахской и Узбекской ССР. В частности, раскопки проходили в пустыне Кызылкум, неподалеку от Нукуса. Игорь занимался зарисовкой находок.

Вскоре он решил окончательно переселиться в Нукус. По одной из версий, художник попал в немилость у властей за свое творчество, которое не соответствовало тогдашним официальным стандартам.

Едва обосновавшись на новом месте, он начал скупать у местных жителей старинные предметы быта: одежду, ковры, украшения. Хозяева охотно расставались с семейными реликвиями, которые без дела пылились в сундуках. Мужчина по фамилии Саветски (так его звали аборигены) обещал, что их старинные вещи увидит весь мир. И ему верили, хотя и прозвали «старьевщиком».

В 1956 году Игорь Савицкий устроился научным сотрудником в Отдел прикладного искусства Каракалпакского научно-исследовательского института экономики и культуры. В 1959 году он перешел работать в Институт истории, языка и литературы Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана, а затем — в Каракалпакский историко-краеведческий музей.

Идея создания собственного музея пришла к нему не сразу, а по мере роста его коллекции. Лишь в 1966 году ему удалось убедить власти Нукуса в важности открытия такого учреждения. В этом же году местное руководство выделило место под музей и официально назначило Игоря Витальевича его директором. Отремонтировав здание за свой счет, Савицкий занялся формированием экспозиции.

Помимо экспонатов декоративно-прикладного искусства Каракалпакии, приобретенных у местных жителей, сюда вошли археологические находки, обнаруженные в городищах Хорезма. Целый зал был отведен под копии известных скульптур и архитектурных элементов, привезенных из Европы и Азии.

Но особенно впечатляла коллекция живописи. В первую очередь, это были картины Роберта Фалька, которого Савицкий считал своим учителем. Здесь можно было найти самое полное собрание его произведений.

Другую часть коллекции составили полотна русских и туркестанских художников. Естественно, у Савицкого было немного средств на их приобретение. Поэтому некоторых художников он уговаривал подарить свои картины, а кому-то оставлял долговые расписки. Впоследствии таких расписок накопилось на сумму более 1,5 миллионов рублей, и некоторые авторы картин, а также их близкие со временем предъявили музею счета, после чего руководству учреждения пришлось долго отбиваться от кредиторов…

Нередко Игорь Витальевич обращался к родственникам уже ушедших художников, которые хранили их работы. Обычно его интересовал авангард. По некоторым данным, Савицкому удалось вывезти в Нукус более 80 тысяч образцов авангардной живописи. Самая известная из них — картина «Бык» Василия Лысенко. По легенде, Игорь Витальевич нашел ее в 1972 году в заброшенном доме, принадлежавшем семье сестры художника. Не понимая истинной ценности холста, владельцы использовали его для заклеивания дыры в крыше. Кроме «Быка», Савицкий привез в Нукус еще пять картин Лысенко, которого искусствоведы позднее сравнят с Кандинским и Малевичем…

«Спаситель красоты»

В первые годы существования музей в Нукусе стал центром местной культурной жизни. Уже в конце 60-х его коллекцию показали в Москве, в Музее Востока. Выставки проходили и в других городах — Ленинграде, Таллине, Львове, Казани, Алма-Ате, Уфе.

Игорь Савицкий, ныне известный как «среднеазиатский Третьяков», ушел из жизни в 1984 году в Москве после продолжительной болезни и был похоронен на русском кладбище в Нукусе. Надпись на его надгробии гласит: «Гениальному спасителю красоты — от благодарных потомков».

На сегодняшний день музейная коллекция насчитывает более 90 000 экспонатов. Среди них — работы таких известных авторов, как Давид Бурлюк, Максимилиан Волошин, Любовь Попова, Константин Истомин. Здесь собрана коллекция произведений русского авангарда, считающаяся третьей по величине в мире после Русского музея в Санкт-Петербурге и Новой Третьяковки в Москве.

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях