Узбекский город Нукус скрыт среди песков. Вокруг него простираются сотни километров пустыни. Тем не менее, сюда регулярно приезжают туристы со всех уголков мира, чтобы посетить национальную сокровищницу — Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан.
От ФЗУ до Суриковского
Учреждение искусства основал московский художник Игорь Савицкий. Он родился в Киеве в семье юриста. Его дед по материнской линии, Тимофей Дмитриевич Флоринский, был известным русским славистом, профессором Киевского университета и членом-корреспондентом Российской Академии Наук.
В 1920 году семья переехала в Москву. В это время пятилетний Игорек увлекся рисованием. Несмотря на это, после школы, согласно «трендам» того времени, ему пришлось поступить в училище при заводе «Серп и молот» для получения специальности электроустановщика. Параллельно подросток брал частные уроки живописи у московских художников Рувима Мазеля и Елены Сахновской.
Затем он продолжил обучение на графическом отделении Московского Полиграфического института, в Московском художественном училище имени 1905 года и в Институте повышения квалификации художников… В 1941 году, в возрасте 26 лет, Игорь поступил в Московский государственный художественный институт имени Сурикова. По состоянию здоровья его не призвали на фронт, и во время войны Савицкий находился со своим институтом в эвакуации в Самарканде, где впервые познакомился с культурой народов Средней Азии. Кроме того, именно тогда он встретил выдающихся художников Роберта Фалька и Константина Истомина, которые стали его наставниками в творчестве.
«Старьевщик»
В 1950 году Савицкий принял участие в так называемой хорезмской археологической экспедиции под руководством известного этнографа Сергея Толстова. Основной целью было нахождение следов древних цивилизаций, которые когда-то жили на территориях Туркменской, Казахской и Узбекской ССР. В частности, раскопки проходили в пустыне Кызылкум, неподалеку от Нукуса. Игорь занимался зарисовкой находок.
Вскоре он решил окончательно переселиться в Нукус. По одной из версий, художник попал в немилость у властей за свое творчество, которое не соответствовало тогдашним официальным стандартам.
Едва обосновавшись на новом месте, он начал скупать у местных жителей старинные предметы быта: одежду, ковры, украшения. Хозяева охотно расставались с семейными реликвиями, которые без дела пылились в сундуках. Мужчина по фамилии Саветски (так его звали аборигены) обещал, что их старинные вещи увидит весь мир. И ему верили, хотя и прозвали «старьевщиком».
В 1956 году Игорь Савицкий устроился научным сотрудником в Отдел прикладного искусства Каракалпакского научно-исследовательского института экономики и культуры. В 1959 году он перешел работать в Институт истории, языка и литературы Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана, а затем — в Каракалпакский историко-краеведческий музей.
Идея создания собственного музея пришла к нему не сразу, а по мере роста его коллекции. Лишь в 1966 году ему удалось убедить власти Нукуса в важности открытия такого учреждения. В этом же году местное руководство выделило место под музей и официально назначило Игоря Витальевича его директором. Отремонтировав здание за свой счет, Савицкий занялся формированием экспозиции.
Помимо экспонатов декоративно-прикладного искусства Каракалпакии, приобретенных у местных жителей, сюда вошли археологические находки, обнаруженные в городищах Хорезма. Целый зал был отведен под копии известных скульптур и архитектурных элементов, привезенных из Европы и Азии.
Но особенно впечатляла коллекция живописи. В первую очередь, это были картины Роберта Фалька, которого Савицкий считал своим учителем. Здесь можно было найти самое полное собрание его произведений.
Другую часть коллекции составили полотна русских и туркестанских художников. Естественно, у Савицкого было немного средств на их приобретение. Поэтому некоторых художников он уговаривал подарить свои картины, а кому-то оставлял долговые расписки. Впоследствии таких расписок накопилось на сумму более 1,5 миллионов рублей, и некоторые авторы картин, а также их близкие со временем предъявили музею счета, после чего руководству учреждения пришлось долго отбиваться от кредиторов…
Нередко Игорь Витальевич обращался к родственникам уже ушедших художников, которые хранили их работы. Обычно его интересовал авангард. По некоторым данным, Савицкому удалось вывезти в Нукус более 80 тысяч образцов авангардной живописи. Самая известная из них — картина «Бык» Василия Лысенко. По легенде, Игорь Витальевич нашел ее в 1972 году в заброшенном доме, принадлежавшем семье сестры художника. Не понимая истинной ценности холста, владельцы использовали его для заклеивания дыры в крыше. Кроме «Быка», Савицкий привез в Нукус еще пять картин Лысенко, которого искусствоведы позднее сравнят с Кандинским и Малевичем…
«Спаситель красоты»
В первые годы существования музей в Нукусе стал центром местной культурной жизни. Уже в конце 60-х его коллекцию показали в Москве, в Музее Востока. Выставки проходили и в других городах — Ленинграде, Таллине, Львове, Казани, Алма-Ате, Уфе.
Игорь Савицкий, ныне известный как «среднеазиатский Третьяков», ушел из жизни в 1984 году в Москве после продолжительной болезни и был похоронен на русском кладбище в Нукусе. Надпись на его надгробии гласит: «Гениальному спасителю красоты — от благодарных потомков».
На сегодняшний день музейная коллекция насчитывает более 90 000 экспонатов. Среди них — работы таких известных авторов, как Давид Бурлюк, Максимилиан Волошин, Любовь Попова, Константин Истомин. Здесь собрана коллекция произведений русского авангарда, считающаяся третьей по величине в мире после Русского музея в Санкт-Петербурге и Новой Третьяковки в Москве.