«Третьяковка» посреди пустыни

«Третьяковка» посреди пустыни

Узбекский город Нукус скрыт среди песков. Вокруг него – десятки километров пустынных просторов. Тем не менее, сюда регулярно приезжают туристы со всех уголков планеты, чтобы увидеть национальное сокровище — Государственный музей искусств Каракалпакстана.

От ФЗУ до Суриковского

Учреждение искусства было основано московским художником Игорем Савицким. Он родился в Киеве в семье юриста. Его дед по материнской линии, Тимофей Дмитриевич Флоринский, был известным русским славистом, профессором Киевского университета и членом-корреспондентом Российской Академии Наук.

В 1920 году семья переехала в Москву. В это время пятилетний Игорь увлекся рисованием. Хотя после школы, следуя «трендам» того времени, ему пришлось поступить в училище при заводе «Серп и молот», где он получил специальность электроустановщика. Параллельно юноша брал частные уроки живописи у московских художников Рувима Мазеля и Елены Сахновской.

Затем последовала учеба на графическом отделении Московского Полиграфического института, в Московском художественном училище имени 1905 года, в Институте повышения квалификации художников… В 1941 году, в возрасте 26 лет, Игорь поступил в Московский государственный художественный институт имени Сурикова. По состоянию здоровья его не призвали на фронт, и во время войны Савицкий находился со своим институтом в эвакуации в Самарканде, где впервые познакомился с культурой народов Средней Азии. В эти годы он также встретил выдающихся художников Роберта Фалька и Константина Истомина, которые стали его наставниками.

«Старьевщик»

В 1950 году Савицкий принял участие в так называемой хорезмской археологической экспедиции под руководством известного этнографа Сергея Толстова. Целью экспедиции было исследование следов древних цивилизаций, которые когда-то обитали на территориях Туркменской, Казахской и Узбекской ССР. В частности, раскопки проводились в пустыне Кызылкум, в окрестностях Нукуса. В задачи Игоря входило создание зарисовок находок.

Вскоре он решил переехать в Нукус на постоянное место жительства. По одной из версий, художник попал в опалу у властей за свои работы, не соответствовавшие тогдашним официальным стандартам.

Едва обосновавшись на новом месте, художник начал скупать у местных жителей предметы старины: одежду, ковры, украшения. Хозяева охотно расставались с семейными реликвиями, которые без дела пылились в сундуках. Мужчина по фамилии Саветски (так воспринимали его местные) обещал, что их старинные вещи увидит весь мир. И ему верили, хотя и прозвали «старьевщиком».

В 1956 году Игорь Савицкий устроился научным сотрудником в Отдел прикладного искусства Каракалпакского научно-исследовательского института экономики и культуры. В 1959 году он перешел на работу в Институт истории, языка и литературы Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана, а затем — в Каракалпакский историко-краеведческий музей.

Идея создания собственного музея пришла к художнику не сразу, а постепенно, по мере роста его коллекции. Только в 1966 году ему удалось убедить власти Нукуса в необходимости открытия такого учреждения. В том же году местное руководство выделило место под музей и официально назначило Игоря Витальевича его директором. Отремонтировав здание за свой счет, Савицкий занялся формированием экспозиции.

Помимо экспонатов декоративно-прикладного искусства Каракалпакии, приобретенных у местного населения, туда попали археологические артефакты, найденные в городищах Хорезма. Целый зал был отведен под копии известных скульптур и элементов архитектуры, привезенных из Европы и Азии.

Однако наиболее впечатляла коллекция живописи. В первую очередь, это были картины Роберта Фалька, которого Савицкий считал своим учителем. Здесь можно было найти самое полное собрание его произведений.

Другую часть коллекции составили полотна русских и туркестанских художников. Разумеется, Савицкий имел очень ограниченные средства для их приобретения. Поэтому некоторых художников он убеждал подарить картины, а других оставлял долговые расписки. Впоследствии таких расписок накопилось на сумму более 1,5 миллиона рублей, и некоторые авторы картин, а также их родственники со временем предъявили музею счета, после чего руководству учреждения пришлось долго отбиваться от кредиторов…

Нередко Игорь Витальевич обращался к родственникам уже ушедших из жизни художников, которые хранили их работы дома. Обычно его интересовал авангард. По некоторым данным, Савицкому удалось вывезти в Нукус более 80 тысяч образцов авангардной живописи. Самой известной из них является картина «Бык» Василия Лысенко. По легенде, Игорь Витальевич обнаружил ее в 1972 году в заброшенном доме, принадлежащем семье сестры художника. Не осознавая истинной ценности холста, владельцы использовали его, чтобы заткнуть дыру в протекающей крыше. Кроме «Быка», Савицкий привез в Нукус еще пять картин Лысенко, которого искусствоведы в дальнейшем будут сравнивать с Кандинским и Малевичем…

«Спаситель красоты»

С первых же лет своего существования музей в Нукусе стал центром местной культурной жизни. Уже в конце 60-х его коллекцию представили в Москве, в Музее Востока. Выставки также проходили в других городах — Ленинграде, Таллине, Львове, Казани, Алма-Ате, Уфе.

Игорь Савицкий, ныне известный как «среднеазиатский Третьяков», скончался в 1984 году в Москве после продолжительной болезни и был похоронен на русском кладбище в Нукусе. Надпись на его надгробии гласит: «Гениальному спасителю красоты — от благодарных потомков».

На сегодняшний день музейное собрание насчитывает более 90 000 экспонатов. Среди них – работы таких известных авторов, как Давид Бурлюк, Максимилиан Волошин, Любовь Попова, Константин Истомин. Коллекция произведений русского авангарда здесь считается третьей по величине в мире после Русского музея в Санкт-Петербурге и Новой Третьяковки в Москве.

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях