«Третьяковка» посреди пустыни

«Третьяковка» посреди пустыни

Узбекский город Нукус скрыт в песках. Вокруг него простираются сотни километров пустыни. Тем не менее, сюда регулярно приезжают туристы со всего мира, чтобы посетить национальную сокровищницу — Государственный музей искусств республики Каракалпакстан.

От ФЗУ до Суриковского

Учреждение искусства было основано московским художником Игорем Савицким. Он родился в Киеве в семье юриста. Его дед по материнской линии — Тимофей Дмитриевич Флоринский — был известным русским славистом, профессором Киевского университета и членом-корреспондентом Российской Академии Наук.

В 1920 году семья переехала в Москву. В это время пятилетний Игорь увлекся рисованием. Однако после школы, в соответствии с «трендами» того времени, ему пришлось поступить в училище при заводе «Серп и молот», где он получил профессию электроустановщика. Параллельно подросток брал частные уроки живописи у московских художников Рувима Мазеля и Елены Сахновской.

Затем он продолжил обучение на графическом отделении Московского Полиграфического института, в Московском художественном училище памяти 1905 года, а также в Институте повышения квалификации художников… В 1941 году, в возрасте 26 лет, Игорь поступил в Московский государственный художественный институт им. Сурикова. Из-за проблем со здоровьем его не призвали на фронт, и во время войны Савицкий находился со своим институтом в эвакуации в Самарканде, где впервые познакомился с культурой среднеазиатских народов. В те годы он также встретил выдающихся художников Роберта Фалька и Константина Истомина, которые стали его наставниками в искусстве.

«Старьевщик»

В 1950 году Савицкий принял участие в так называемой хорезмской археологической экспедиции под руководством известного этнографа Сергея Толстова. Ее целью было найти следы древних цивилизаций, которые когда-то обитали на территориях Туркменской, Казахской и Узбекской ССР. В частности, раскопки проводились в пустыне Кызылкум, в окрестностях Нукуса. Задачей Игоря было создавать зарисовки находок.

Вскоре он решил окончательно переехать в Нукус. Хотя, по одной из версий, художник попал в немилость у властей за свое творчество, не соответствующее тогдашним официальным стандартам.

Едва обосновавшись на новом месте, художник начал скупать у местных жителей предметы старины: одежду, ковры, украшения. Владельцы охотно расставались с семейными реликвиями, которые без дела пылились в сундуках. Мужчина по фамилии Саветски (так его называли местные жители) обещал, что их старинные вещи увидит весь мир. И ему верили, хотя и прозвали «старьевщиком».

В 1956 году Игорь Савицкий стал научным сотрудником в Отделе прикладного искусства Каракалпакского научно-исследовательского института экономики и культуры. В 1959 году он перешел в Институт истории, языка и литературы Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана, а затем — в Каракалпакский историко-краеведческий музей.

Идея создания собственного музея пришла к художнику не сразу, а по мере того как его коллекция разрасталась. Лишь в 1966 году ему удалось убедить власти Нукуса в необходимости открытия такого учреждения. В том же году местные власти выделили место под музей и официально назначили Игоря Витальевича его директором. Отремонтировав здание за собственный счет, Савицкий занялся формированием экспозиции.

Помимо экспонатов, относящихся к декоративно-прикладному искусству Каракалпакии, приобретенных у местного населения, туда попали археологические артефакты, найденные в городищах Хорезма. Целый зал заняли копии известных скульптур и элементов архитектуры, привезенные из Европы и Азии.

Однако больше всего впечатляла коллекция живописи. Прежде всего, это были картины Роберта Фалька, которого Савицкий считал своим учителем. Здесь можно было найти самое полное собрание его произведений.

Другую часть коллекции составляли полотна русских и туркестанских живописцев. Разумеется, у Савицкого было немного средств на их приобретение. Поэтому некоторых художников он уговаривал подарить свои картины, а с кем-то оставлял долговые расписки. В дальнейшем таких расписок накопилось на сумму более 1,5 миллиона рублей, и некоторые авторы полотен, а также их близкие со временем предъявили музею счета, после чего руководству учреждения пришлось долго отбиваться от кредиторов…

Нередко Игорь Витальевич обращался к родственникам уже ушедших из жизни художников, хранившим дома их работы. Как правило, его интересовал авангард. По некоторым сведениям, Савицкому удалось вывезти в Нукус более 80 тысяч образцов авангардной живописи. Самое известное из них — картина «Бык» Василия Лысенко. По легенде, Игорь Витальевич обнаружил ее в 1972 году в заброшенном доме, принадлежащем семье сестры художника. Не понимая истинной ценности холста, хозяева использовали его для заткнуть дыру в протекающей крыше. Кроме «Быка», Савицкий привез в Нукус еще пять картин Лысенко, которого искусствоведы позднее стали сравнивать с Кандинским и Малевичем…

«Спаситель красоты»

В первые же годы своего существования музей в Нукусе стал центром местной культурной жизни. Уже в конце 60-х его коллекцию представили в Москве, в Музее Востока. Выставки также проводились в других городах – Ленинграде, Таллине, Львове, Казани, Алма-Ате, Уфе.

Игорь Савицкий, в наши дни именуемый «среднеазиатским Третьяковым», ушел из жизни в 1984 году в Москве после продолжительной болезни и был похоронен на русском кладбище в Нукусе. Надпись на его надгробии гласит: «Гениальному спасителю красоты — от благодарных потомков».

На сегодняшний день музейная коллекция насчитывает более 90 000 экспонатов. Среди них – работы таких известных авторов, как Давид Бурлюк, Максимилиан Волошин, Любовь Попова, Константин Истомин. Коллекция произведений русского авангарда здесь считается третьей в мире по величине после Русского музея в Санкт-Петербурге и Новой Третьяковки в Москве.

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях