Доцент кафедры Международного бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Андрей Куликов — о новых перспективах российской транспортной инфраструктуры.
Недавно стал свидетелем хаоса на посадке в аэропорту: женщина с младенцем на руках в панике обыскивала сумку в поисках паспорта, а её второй ребёнок лег поперёк прохода и настаивал на том, чтобы его немедленно пустили в самолёт. Конечно, как сотрудники, так и сочувствующие пассажиры поспешили на помощь молодой маме — и это прекрасно. Но было бы ещё лучше, если бы путешествия для семей с детьми — и для всех пассажиров в целом — были максимально комфортными, особенно на таком важном этапе, как проверка документов. Государственно-частное партнёрство и современные технологии здесь играют свою роль. Так, в петербургском «Пулково» совсем недавно была представлена пилотная версия сервиса посадки в самолёт с использованием биометрии. Уже в 2026 году в аэропорту начнётся тестирование безбарьерного — быстрого и цифрового — способа посадки. Кстати, терминал был построен на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), с поддержкой ВЭБ.РФ и без привлечения бюджетных средств.
Важно отметить, что развитие аэропортовой инфраструктуры сегодня происходит комплексно — от строительства терминалов до внедрения высоких технологий для людей. Например, в аэропорту Нового Уренгоя были установлены телетрапы из материалов, устойчивых к экстремальным холодам. Это может показаться технической деталью, но на самом деле — это гарантия того, что пассажиры смогут комфортно перемещаться из самолёта в здание аэровокзала в тепле. А если рассмотреть ситуацию шире — современные аэропорты становятся символами своих регионов: на Дальнем Востоке это международный терминал в Хабаровске, открывший новые маршруты из России в Азию, а на Кавказе — терминал внутренних авиалиний в Минводах, где фасад со светопрозрачными конструкциями создаёт у туристов атмосферу праздника. Каждый из этих проектов отражает характер своей территории, будь то суровый и прекрасный Север, солнечный Юг или динамичный Восток.
Что стоит за трансформацией российских аэропортов? Проекты такого масштаба требуют системного подхода, долгосрочного видения и консолидации ресурсов. По поручению президента, к 2030 году в нашей стране планируется построить и модернизировать 75 аэропортов, эта задача сейчас находится под особым контролем правительства. Значительное внимание этому вопросу уделяют организации развития — в портфеле ВЭБ.РФ уже 15 аэропортов по всей стране, среди которых воздушные гавани в Санкт-Петербурге, Хабаровске, Новом Уренгое и Минводах. Госкорпорация обеспечивает меры поддержки и привлечение частных инвестиций, что критически важно для масштабных инфраструктурных проектов. Финансирование осуществляется с помощью механизмов Фабрики проектного финансирования и государственно-частного партнёрства (ГЧП), среди партнёров — крупнейшие холдинги и коммерческие банки. И таких партнёрств будет больше — с 2026 года ГЧП будет применяться не только для строительства терминалов, но и для создания всей аэропортовой инфраструктуры.
Объединение усилий государства и частных инвесторов открывает новые возможности для простых людей — навестить родных в другом конце страны, развить собственное дело или отправиться с семьёй в отпуск. Совокупный пассажиропоток через российские аэропорты уже превысил 110 миллионов человек в год. Изменения в авиаперевозках — лишь часть широких преобразований. На тех же принципах технологичности, удобства и доступности сегодня происходит модернизация всего транспортного комплекса — как в рамках масштабных правительственных программ, так и с привлечением частных средств и бизнес-инициатив. Обновляются трамвайные линии и парки, модернизируется и расширяется метро, строится новая высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ).
Учитывая масштаб территории нашей страны, инвестиции в транспортную инфраструктуру — это новые возможности для каждого из нас.