Когда пароход Королевской почтовой службы “Титаник” (RMS Titanic) 10 апреля 1912 года отправился в свой первый рейс из Саутгемптона (Southampton), он был самым большим и самым роскошным кораблём своего времени. Трагично, но лайнер судоходной компании “Уайт Стар Лайн” (White Star Line) никогда не доплыл до Нью-Йорка.
Судно столкнулось с айсбергом в 23:40 14 апреля и затонуло в северной Атлантике несколькими часами позже, в 2:20 15 апреля 1912 года. Погибло более 1500 пассажиров и членов экипажа, в катастрофе выжило всего 705 человек.
Эта трагедия ошеломила весь мир, так как многие изначально думали, что этот роскошный лайнер был непотопляемым. Случившееся продолжает вызывать интерес у многих, кто хотел бы знать, как пассажиры и члены команды могли действовать той роковой ночью.
В то время как почти все из нас знают вымышленную историю про Джека (Jack) и Роуз (Rose), существует несколько интригующих историй, связанных непосредственно с этой катастрофой, о которых многие не знают.
10. Алекс Маккензи (Alex MacKenzie)
24-летний Алекс Маккензи никогда не ступал на борт “Титаника”, несмотря на то, что чемоданы были упакованы, и он уже стоял в очереди к трапу, чтобы подняться на борт роскошного лайнера. Его родители купили ему билет на первый рейс судна в качестве подарка, однако голос в голове предупредил его, что он умрёт, если окажется на широко разрекламированном судне.
Он слышал этот голос в ушах настолько отчётливо, что даже оглянулся вокруг, чтобы увидеть, кто с ним разговаривает, но рядом никого не было. Подумав, что ослышался, он продолжил подниматься по трапу, когда услышал эти же слова ещё раз.
Молодой человек снова проигнорировал, и вновь услышал то же самое ещё раз, только уже громче. На этот раз он послушался и отказался от поездки, решив вместо этого вернуться в свой родной город Глазго, где объяснил своим родителям, почему ему пришлось отказаться подняться на борт самого грандиозного судна в мире.
9. Эдит Рассел (Edith Russell)
фото: Randy Bryan Bigham
Многие люди наслаждались бы мыслью о том, что являются пассажирами первого класса на борту “Титаника”, но не Эдит Розенбаум (Edith Rosenbaum) (позже известная как Эдит Рассел). Она не могла справиться с предчувствием смерти.
Она села на корабль на первой остановке первого рейса “Титаника” в Шербуре (Cherbourg), Франция. Эдит, модельер и корреспондент женского журнала, возвращалась в Нью-Йорк после репортажа о парижской моде, сделанного на скачках в Париже.
В письме своему секретарю Эдит писала: “Мы отплыли от Куинстауна (ныне Кобх, Ирландия — прим. перев.). Я просто ненавижу то, что покинула Париж, и была бы очень рада вернуться туда снова. Я собираюсь хорошо отдохнуть во время этой поездки, но не могу справиться с чувством депрессии и предчувствием беды. Как же я хочу, чтобы это скорее закончилось!”
Когда “Титаник” столкнулся с айсбергом, Эдит попросила своего стюарда принести из её каюты первого класса музыкальную шкатулку в виде свинки, которая была её талисманом. Эдит вцепилась в свою игрушку на шлюпочной палубе, отказываясь садиться в спасательную шлюпку, пока она полностью не заполнилась женщинами и детьми.
Вдруг кто-то схватил её завёрнутую в одеяло музыкальную шкатулку, думая, что это был её ребёнок, и бросил в шлюпку. Не желая расставаться со своим талисманом, она прыгнула в спасательную лодку. Музыкальная игрушка-талисман спасла жизнь Эдит.
8. Два морских беспризорника
фото: US Library of Congress
Поскольку во время эвакуации пассажиров “Титаника” мужчины не могли садиться в спасательные шлюпки, отец вынужден был посадить двух своих сыновей в лодку, при этом ему самому пришлось остаться на борту корабля. Маленькие мальчики говорили только по-французски и не имели с собой никаких личных вещей или документов, чтобы как-то определить их имена и фамилии, поэтому их личности остались неизвестными, когда спасённых пассажиров размещали на “Карпатии” (Carpathia). Газеты прокомментировали историю “двух морских беспризорников” и опубликовали фотографию мальчиков, чтобы она дошла до их семьи во Франции.
Тем временем мать этих мальчиков отчаянно искала своих бесследно исчезнувших сыновей. История о двух беспризорных детях вскоре достигла Ниццы, Франция. После того как женщина описала специальной службе своих детей, эти мальчики позже были идентифицированы как 4-летний Мишель (Michel) и 2-летний Эдмон (Edmond).
Мальчики были похищены их отцом, Мишелем Навратилом (Michel Navratil), который плыл на “Титанике” под псевдонимом “Мистер Хофман”, надеясь начать со своими детьми новую жизнь в США.
7. Эдвард (Edward) и Этель Бин (Ethel Beane)
фото: Phillip Gowan via Encyclopedia Titanica
Пассажиры второго класса Эдвард и Этель Бин на борту “Титаника” отмечали своё недавнее бракосочетание. Когда лайнер столкнулся с айсбергом, молодожёны-англичане ничуть не встревожились, поскольку, как и многие, считали, что судно было непотопляемым. До тех пор, пока пассажиры из соседней каюты дважды не предупредили их об этом, они не осознавали всю серьёзность ситуации.
Этель неохотно села в спасательную шлюпку, оставив Эдварда на борту корабля. Пока Этель уплывала в море на безопасное расстояние, её муж был вынужден прыгнуть за борт, чтобы воссоединиться со своей женой. Эдвард отплывал от тонущего корабля, пока не оказался в безопасности на одной из шлюпок. К счастью, счастливая пара воссоединилась, чтобы продолжить свою семейную жизнь.
6. Томас Миллар (Thomas Millar)
фото: Home of the Titanic
После смерти своей жены, случившейся за 3 месяца до первого рейса “Титаника”, Томас Миллар нанялся на роскошный лайнер компании “Уайт Стар Лайн” в качестве помощника инженера по палубе, чтобы обеспечить хорошее будущее своим сыновьям, Томасу (Thomas) и Руддику (Ruddick).
Он оставил своих детей на попечение своей сестры, их тёти, в деревне недалеко от Белфаста, надеясь устроиться в США, а затем перевезти к себе своих сыновей. До своего отъезда в США Томас дал каждому сыну по пенни и сказал им не тратить их до тех пор, пока не вернётся за ними.
К сожалению, Томас Миллар никогда не вернулся за своими сыновьями, потому что погиб во время крушения “Титаника”. Старший сын, Томас-младший, в конце концов потратил свой пенни, а пенни младшего сына Руддика хранится в семье Миллар в качестве символа отцовской любви к своим детям.
5. Отец Фрэнсис Браун (Francis Browne)
фото: Fr. Michael Garahy via Time
Отец Фрэнсис Браун был пассажиром первого класса на “Титанике” и стал человеком, чьё имя стоит за многими редкими фотографиями о жизни на борту судна. Священник-иезуит был страстным фотографом и получил билет на первый рейс “Титаника” в подарок от своего дяди.
Будучи под впечатлением, что он оказался на борту роскошного судна, и, осознавая свою сопричастность выдающейся части истории, отец Браун сделал многочисленные фотографии, которые после катастрофы были опубликованы по всему миру.
В то время как большинство пассажиров, находившихся на борту “Титаника”, направлялись в Нью-Йорк, отец Браун был одним из восьми пассажиров, которые сошли с судна во время его последнего захода в порт Квинстаун в Ирландии.
Несмотря на то, что одна состоятельная пара предложила оплатить ему оставшуюся часть путешествия до Нью-Йорка, начальство телеграфировало священнику сойти с корабля. Поэтому отец Браун пережил катастрофу, как и его фотографии, которые теперь предлагают исторический экскурс в жизнь роскошного злополучного судна.
4. Два кузена
фото: rjschatz via Find A Grave
Во время первого рейса “Титаника” на его борту плыли два кузена, и ни один из них не догадывался, что на корабле плывёт дальний родственник. Уильям Эдви Райерсон (William Edwy Ryerson) был стюардом, который работал в обеденном салоне первого класса.
Вряд ли он знал, что его троюродный брат, Артур Райерсон (на фотографии выше), также плыл на борту лайнера в качестве пассажира первого класса вместе со своей женой Эмили (Emily) и их тремя детьми.
Семья возвращалась домой в свой родной город Куперстаун (Cooperstown), Нью-Йорк, узнав, что скончался сын Артура. У Уильяма и Артура был общий прапрадед, но разное происхождение. Уильям родился в рабочей семье в Порт-Довере (Port Dover), Онтарио, в то время как Артур жил обеспеченной жизнью.
Пока Уильям рассаживал пассажиров в спасательные шлюпки, Артур упросил членов экипажа разрешить сесть в лодку вместе с его женой и дочерьми и его 13-летнему сыну Джону. Артур был единственным членом своей вновь обретённой семьи, который не выжил во время крушения “Титаника”, в то время как Уильям спасся с тонущего корабля на спасательной шлюпке № 9.
3. Графиня Ротес (Rothes)
фото: Bassano Ltd, PD-US
Одни из самых богатых людей в мире выбрали путешествие через северную Атлантику на “Титанике”, и одной из самых почитаемых пассажиров на борту лайнера была Люси Ноэль Марта Лесли (Lucy Noel Martha Leslie), графиня Ротес. Она плыла в США вместе со своей кузиной Глэдис Черри (Gladys Cherry) и горничной Робертой Майони (Roberta Maioni). Она плыла через Атлантику, чтобы встретиться со своим мужем и двумя детьми и начать новую жизнь в США.
Графиня и её кузина проснулись, когда корабль столкнулся с айсбергом, и капитан Смит отдал им приказ вернуться в свою каюту, чтобы надеть спасательные жилеты. Примерно в час ночи графиня, её кузина и горничная были сопровождены в спасательную шлюпку № 8, которая была первой спущенной на воду.
Том Джонс (Tom Jones), матрос спасательной шлюпки, быстро определил в графине явного лидера и отдал ей управление лодкой. Она контролировала румпель шлюпки и следила за ситуацией более часа, и попросила свою кузину заменить её, только чтобы успокоить одну невесту из Испании, которая потеряла на борту корабля своего мужа. Графиня гребла вёслами всю ночь, стараясь поднять моральный дух всех пассажиров шлюпки до тех пор, пока на место происшествия не прибыла “Карпатия”.
Её доброе сердце и сильный дух не ограничились только шлюпкой. Она осталась на борту “Карпатии”, когда корабль прибыл в Нью-Йорк, чтобы помочь пассажирам третьего класса, потерявшим всё в результате этого бедствия.
По возвращении в Шотландию графиня Ротес купила серебряные карманные часы и выгравировала на них надпись “15 апреля 1912 г., графиня Ротес”, которые затем отправила Тому Джонсу в качестве благодарности за предпринятые им усилия на борту спасательной шлюпки № 8.
Он ответил на её подарок письмом, поблагодарив графиню за доброту и мужество, и приложил к нему латунную табличку со шлюпки № 8. Моряк и графиня переписывались вплоть до её смерти в 1956 году.
2. Джеймс Муди (James Moody)
фото: Titanic-Titanic.com
Ещё одним героем на борту “Титаника” был шестой корабельный офицер Джеймс Муди, решивший остаться на борту, несмотря на то, что у него была возможность сесть в одну из спасательных шлюпок.
24-летний младший офицер получал скромные 37 долларов за свою службу на борту корабля, но во время пребывания на борту корабля у него была собственная каюта.
До того как “Титаник” отправился в свой первый трансатлантический рейс, Муди невольно спас жизнь шести членов экипажа, закрыв им вход на трап, когда они опоздали на посадку на борт судна.
Когда корабль столкнулся с айсбергом, молодой офицер нёс вахту и ответил на звонок дозорного Фредерика Флита (Frederick Fleet), спросив: “Что ты видишь?” Флит ответил: “Айсберг! Прямо по курсу!”
Когда капитан сказал, что корабль утонет в течение нескольких часов, офицер Муди помог спустить на воду шлюпки №№ 12, 14 и 16. Пятый офицер Гарольд Лоу (Harold Lowe) поручил Муди самому сесть вместе с пассажирами в шлюпку № 14, поскольку так и предписывалось для офицеров более низкого ранга, таких как он. Однако Муди мужественно уступил офицеру Лоу своё место.
Несмотря на свой низкий ранг, Муди остался на корабле, помогая первому офицеру Мёрдоку (Murdoch) до тех пор, пока вода не стала заливать шлюпочную палубу. Муди, без сомнения, предоставлялась возможность сесть в шлюпки несколько раз, однако самоотверженный молодой мужчина решил остаться на судне, чтобы спасти как можно больше человеческих жизней и, вероятно, увидеть кораблекрушение до конца.
Второй офицер Чарльз Лайтоллер (Charles Lightoller) был последним человеком, видевшим Муди живым в 2:18 ночи, пытавшимся спустить на воду раскладную спасательную шлюпку.
1. Джек Филлипс (Jack Phillips)
фото: Home of the Titanic
Джек Филлипс был старшим радистом на борту “Титаника”, присоединившимся к Гарольду Брайду (Harold Bride), второму радисту. Они приступили к своей смене, чтобы с помощью азбуки Морзе принимать и отправлять сообщения для и от пассажиров, а также передавать капитану предупреждения о погодных условиях.
До катастрофы Филлипс получал многочисленные предупреждения об айсберге от других судов, и Брайд многие из них доставлял капитану. Однако некоторые из них Филлипсу не удалось доставить из-за огромного притока пассажирских сообщений, полагая, что капитан уже в курсе вероятной опасности айсберга.
Когда пароход “Калифорниэн” (SS Californian) прервал работу Филлипса предупреждением об айсберге, он ответил: “Да замолчите! Я занят! Я на связи с мысом Рейс!” По этой причине некоторые люди критично отнеслись к роли Филлипса в кораблекрушении “Титаника”.
Однако когда судно столкнулось с айсбергом в 400 морских милях (740,8 км) от Ньюфаундленда, Филлипс мгновенно приступил к действиям, посылая сигналы бедствия, чтобы обеспечить скорейшее спасение пассажиров и членов экипажа.
25-летний телеграфист оставался на своём посту, несмотря на то, что капитан освободил его от этой обязанности, неустанно отправляя с помощью азбуки Морзе сообщения близлежащим судам вплоть до 2:17 — за 3 минуты до того, как корабль погрузился в воды северной Атлантики.
Установленная им связь с “Карпатией” обеспечила спасение 705 пассажиров. Многие корабли позже сообщали, что в сообщениях Филлипса не было ни намёка на страх или панику, несмотря на хаос, который творился вокруг него.
Джек Филлипс трагически погиб во время кораблекрушения, несмотря на то, что уже почти добрался до складной шлюпки. Как бы ни было, его наследие живёт в оставшихся живых пассажирах и их потомках.