Велоспорт — это вид спорта, основанный на взаимодействии спортсмена и велосипеда, и любой из них может жульничать. Существует множество способов употребления допинга, и с тех пор, как велоспорт стал олимпийским видом спорта, всегда происходили нарушения правил, а, следовательно, и ответственные за преследование нарушителей.
После особенно сложного периода 1990-х и начала 2000-х годов, бросившего тень на этот вид спорта, усилия по пресечению этой практики возросли в геометрической прогрессии. В этом году на «Тур де Франс», который завершается в это воскресенье, 27 июля, Международный союз велосипедистов (UCI) и Международное агентство тестирования (ITA) внедрили новаторскую антидопинговую стратегию, в которой приняли участие более 40 специализированных агентов, проведших более 600 гоночных тестов.
Однако контроль не ограничивается только допинг-пробами у спортсменов: ITA внедрила инструмент для мониторинга производительности двухколесного коня на основе данных о мощности профессиональных велосипедов, который может выявлять подозрительные профили его производительности. Эта стратегия дополняется тщательным изучением самого велосипеда.
Так можно ли сделать велосипед быстрее, независимо от того, кто на нём едет? Здесь всё становится еще более сложным. В самой скрытой части велосипеда могут быть спрятаны двигатель, система охлаждения, внешний аккумулятор или другие несанкционированные устройства. Борьба с подобными мошенничествами становится всё более интенсивной, и применяются методы, схожие с теми, что использует полиция или даже разведка.
В UCI есть специальный отдел, который работает над этой проблемой, используя стратегию, основанную на прогнозировании угроз с помощью профилирования подозреваемых, магнитного сканирования и мониторинга в режиме реального времени результатов и экипировки гонщиков во время соревнований. Такие технологии, как магнитные планшеты и рентгеновское сканирование, также используются для обнаружения скрытых двигателей или других незаконных систем привода в велосипедах.
Любители велоспорта могут вспомнить случаи использования механического допинга. Так, Фабиан Канчеллара (двукратный олимпийский чемпион, 4-кратный чемпион мира – Ред.) попал под подозрение после победы на «Туре Фландрии» в 2010 году, когда этот швейцарский гонщик обогнал местного любимца Тома Боонена на одном из крутых подъёмов. Серьёзные подозрения вызвал и эпизод с бельгийской гонщицей по велокроссу Фемке Ван ден Дрише в 2010 году, ставший первым подтверждённым случаем использования технологического допинга после того, как в её велосипеде был обнаружен двигатель с управлением по Bluetooth.
«У нас есть возможность проводить более углубленную проверку велосипедов, будь то его частичная разборка для осмотра отдельных компонентов или полные действия по его разбору на основании имеющихся у нас подозрений или добытой информации», — заявил Ник Рауденски, руководитель отдела по борьбе с технологическим мошенничеством UCI, в интервью агентству Reuters.
Рауденски, бывший следователь по уголовным делам Министерства внутренней безопасности США продемонстрировал, насколько далеко продвинулась борьба с механическим допингом. Для эффективного отслеживания теперь требуются профессиональные навыки следователя. Как и в 1990-х годах с медицинскими препаратами и запрещёнными веществами, профессиональный велоспорт — это гонка технологий за достижение оптимальных условий для успеха.
В то время как одни ищут законные пути, другие прибегают к уловкам и обману. В этом случае борьба с этим лежит на официальных органах, таких как Международный союз велосипедистов (UCI) . В прошлом поиск наиболее эффективных допинговых препаратов приводил к многомиллионным транзакциям. То же самое происходит и сегодня с технологическим оборудованием: оно стало легче и сложнее, а значит, его сложнее обнаружить.
«Это своего рода гонка технологических вооружений. Компоненты становятся легче и меньше. Их проще спрятать, что затрудняет их обнаружение», — сказал Рауденски. Восстановление доверия к велоспорту в 1990-х годах после многочисленных скандалов и случаев применения допинга заняло много времени. В начале 2000-х трудно было поверить, что велосипедисты могут развивать такую скорость на пяти горных перевалах в условиях экстремальных температур, используя только ноги и тренировки.
Тень допинга всегда была видна. Сегодня строгий контроль и значительные финансовые вложения в борьбу с ним привели к росту общественного доверия в велоспорту. Такой же подход необходимо применять сейчас и в борьбе с механическим допингом. Однако, болельщики до сих пор сомневаются, что в велосипедах весом всего 6,5 килограммов, изготовленных из лёгких инновационных материалов, могут быть скрыты двигатели, аккумуляторы или любые другие системы, работающие помимо педалирования.
Сеть специалистов UCI, некоторые из которых имеют опыт уголовных и даже военных расследований, является частью стратегии борьбы с мошенничеством. Технологический шпионаж, будучи важнейшим инструментом для великих держав во время конфликтов, также важен и в этом контексте в велосипедном спорте. В нем уже используются схожие методы, включая вознаграждение информаторов, разоблачающих мошенничество.
Стратегия технологического обнаружения не ограничивается крупными соревнованиями; она действует на протяжении всего сезона. Она также включает в себя программу вознаграждения для лиц, предоставляющих информацию о потенциальном мошенничестве. Эта программа охватывает все стороны, пострадавшие от этого бедствия, которое необходимо искоренить.