Эксперты говорят, что преобразования не только не отрегулируют работу частных водителей, но и создадут большие проблемы в отрасли, которые неизбежно скажутся на кошельке пассажиров.
Этот закон был принят Госдумой в 2023 году. Предполагалось, что документ легализует водителей, которые работают в тени, и заставит их трудиться профессионально с необходимым оформлением и уплатой налогов. Однако первый же год работы закона привел только к оттоку водителей, а цены увеличились почти вдвое.
Споров между депутатами и чиновниками на эту тему было немало. Закон вносили пять раз и столько же отзывали: здесь столкнулись интересы самых разных ведомств, крупного бизнеса и представителей власти. Но после принятия документа эксперты заявили, что проблемы он так и не решил. Чтобы не шокировать отрасль и не оставлять пассажиров без такси, было решено вводить новые правила постепенно, в течение 2024-2025 годов. Спустя год итоги неутешительные. Большинство водителей или совсем прекратили свою деятельность, или ушли в тень.
Статистика говорит, что до 2023 года в стране насчитывалось 2,5 миллиона таксистов. Сейчас в реестре зарегистрировалось только 500 тысяч такси, из водителей на учет в налоговые органы встали 630 тысяч. «Более миллиона таксистов ушли в тень, работают через чаты в мессенджерах, — заявил зампредседателя Комитета ГД по контролю Дмитрий Гусев. — При обсуждении закона предполагалось, что дополнительно порядка 80 миллиардов рублей в год должна принести легализация водителей. Этого не произошло. Цены на поездки выросли в 1,5-2 раза. Закон уравнял требования к таксопаркам и самозанятым водителям, сделав легальную работу последних невозможной».
По старым предписаниям каждый таксист обязан был иметь статус индивидуального предпринимателя, и это отпугивало людей. Сложность в оформлении, высокие налоги заставляли людей работать нелегально. Теперь формальные требования по статусу смягчились, но при этом ужесточились другие правила. Требование о покупке специализированного полиса ОСАГО вынуждены игнорировать практически все водители. Он слишком дорог — в некоторых регионах цена доходит до 140 тысяч рублей. «Стоимость полисов продолжает расти, водители сталкиваются с отказами страховых компаний их продавать. Если не решить каким-то образом вопрос доступности ОСАГО для такси, то нас ждет отток водителей в серую зону», — говорит исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская. С ней согласен представитель Общественного Совета по развитию такси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Белов: «По нашей информации, порядка 70% водителей такси работают без полиса ОСАГО-такси, который стоит около 80 тысяч. Для многих это неподъемная сумма».
В Москве и других крупных городах водители как-то приспосабливаются к новым правилам, но в регионах — настоящая катастрофа. «Во многих деревнях и селах такси не роскошь, а единственный вид общественного транспорта. Принятый закон формально разрешил самозанятым на своих авто перевозить людей, но фактически запретил, потому что поставленные условия невыполнимы», — сетует заместитель председателя Комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский.
Например, документ предполагает прохождение предрейсового медосмотра, а некоторым водителям до ближайшей точки осмотра ехать пару сотен километров. Все это отталкивает людей, которые готовы подрабатывать таксистами в свободное время. Но именно такие водители снижают цены на такси в часы пиковой загрузки. «Мы порядка 10 лет ждали закон о такси, мы его хотели, писали множество проектов. Наконец, закон появился. Но то, что получилось, нас совершенно не радует», — говорит Андрей Белов.
Наталья Владимирова