Судный день. Какие задачи решают судостроительные предприятия Санкт-Петербурга?

Судный день. Какие задачи решают судостроительные предприятия Санкт-Петербурга?Санкт-Петербург продолжает оставаться одним из главных центров судостроительной индустрии России. В городе функционирует свыше 40 предприятий и организаций этой сферы. Здесь осуществляют закладку и спуск на воду уникальных ледоколов, траулеров, пассажирских и научных судов. Питерские компании обеспечивают рабочие места для более чем 60 тыс. специалистов и играют ключевую роль в целой отрасли страны. С каким портфелем город отмечает профессиональный праздник судостроителей – в материале «Газеты.Ru».

«20% всего промышленного производства города составляют судостроительные отрасли. В текущем году на воду спущены три пассажирских катамарана: «Форт Обручев», «Форт Шанц» и «Габион», а также заложены два морозильных траулера «Капитан Ипатов» и «Александр Бузаков». В настоящее время на верфях северной столицы ведётся строительство 59 судов и кораблей. Ключевая задача для страны – увеличение количества современных атомных судов, без которых развитие СМП невозможно», – заявил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Согласно прогнозам, к 2030 году доля судостроения в общем объёме промышленного производства Санкт-Петербурга вырастет до 30%.

Атомное сердце

Одной из основных задач судостроительной отрасли России является защита морских границ страны, – отметил президент РФ Владимир Путин. «Сегодня перед судостроителями стоят важные, актуальные задачи. Их решение имеет принципиальное значение для обеспечения безопасности морских границ России, комплексного и сбалансированного развития флота», — добавил глава государства. Он подчеркнул, что особым приоритетом является строительство атомных ледоколов и судов ледового класса для круглогодичной навигации по Трансарктическому транспортному коридору и Северному морскому пути.

И здесь у Санкт-Петербурга практически нет конкурентов. За всю историю атомного флота было построено 12 атомных ледоколов, и почти все они были созданы на питерских верфях.

Атомоходы проекта 22220 занимают выдающееся место в истории ледокольного флота. В прошлом году был заложен самый мощный в мире атомный ледокол «Ленинград». Это значимое событие поддержал Президент Владимир Путин, который посетил Балтийский завод ОСК для закладки пятого серийного атомного ледокола данного проекта.

Ледоколы серии 22220 способны сопровождать крупнотоннажные суда, проводить спасательные операции и работать как в открытом море, так и на мелководье. Они играют стратегическую роль в освоении Севера, поддержке судоходства и обеспечении независимости России в данном регионе.

«В ноябре 2024 года с самого большого стапеля в России был спущен на воду ледокол «Чукотка». На минувшей неделе его подключили к электропитанию с берега по штатной схеме. Работы были выполнены в рамках подготовки судна к швартовным испытаниям. Это пятое судно проекта 22220, строящееся на Балтийском заводе ОСК по заказу госкорпорации «Росатом», — сообщил «Газете.Ru» начальник отдела связей с общественностью Балтийского завода ОСК Александр Лебедев.

Головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220, строительство которого началось в 2012 году, был спущен на воду со стапелей «Балтийского завода» 16 июня 2016 года.

Производство продолжили ледоколы «Сибирь» (вошёл в состав «Атомфлота» в начале 2022 года), «Урал» (22 ноября 2022 года передан в эксплуатацию), «Якутия» (в марте 2025 года включен в состав «Атомфлота»). Строительство ледоколов «Чукотка» и «Ленинград» продолжается. Планируется, что 18 ноября 2025 года будет заложен атомоход «Сталинград». Решение о начале строительства 7-го и 8-го серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220 будет принято до 2026 года.

«Также на Балтийском заводе ОСК в 2024 году было заложено новое многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания «Владимир Воробьев», которое станет незаменимым звеном в поддержке атомных ледоколов и других судов с ядерными энергетическими установками. Судно предназначено для выгрузки отработанного ядерного топлива из реакторных установок судов, загрузки свежего ядерного топлива, выдержки отработавших тепловыделяющих сборок с целью снижения остаточного тепловыделения и ряда других технологических операций», — добавил Александр Лебедев.

«Президент призвал обеспечить суверенитет по критически важным позициям судового оборудования, по наиболее значимым производственным процессам и технологиям. Исполняя поручение президента и развивая петербургский ледокольно-строительный кластер, на наших верфях сегодня применяются новейшие российские технологии, которые высоко ценятся на международной арене за своё качество и инновационность», — подчеркнул Александр Беглов.

Администрация Санкт‑Петербурга«class=»item-image»loading=»lazy»>Судный день. Какие задачи решают судостроительные предприятия Санкт-Петербурга?
Администрация Санкт‑Петербурга

На данный момент атомный ледокольный флот России состоит из четырёх ледоколов предыдущего поколения («Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач») и четырёх современных судов проекта 22220 («Арктика», «Урал», «Сибирь» и «Якутия» — его торжественно встретили в порту приписки Мурманск 13 апреля). К 2030 году численность ледокольного флота достигнет рекордного уровня в 11 атомных судов. Так, в 2027 году планируется принять в его состав «Чукотку», через год — «Ленинград», в 2030 году — «Сталинград» и ледокол-лидер «Россия».

«У нас ведь восемь атомных ледоколов — ни у одной страны в мире нет такого флота», — подчеркнул Владимир Путин.

Также в «Росатоме» рассматривают возможность строительства и ввода в эксплуатацию с 2032 по 2035 годы ещё четырёх серийных универсальных атомных ледоколов, а с 2028 по 2029 годы — четырёх дизельных ледоколов.

«Сейчас правильно говорить не о развитии Севморпути, который составляет всего 3030 морских миль, а о транспортном коридоре «Большой Северный морской путь» в 8300 морских миль от Санкт-Петербурга до Владивостока. И важно организовать круглогодичную навигацию. Есть летне-осенняя навигация и зимне-весенняя, эти термины характерны исключительно для Севморпути. Фактически мы сейчас разделяем его на два сектора по меридиану Диксона — западный в сторону Мурманска и восточный в сторону Певека. И если в западном секторе круглогодичная навигация уже существует, то в восточном это только планируется», — отметил руководитель проекта проектного офиса «Росатома» по развитию Арктики Сергей Чемко.

Выступая на пленарном заседании Международного арктического форума в Мурманске, Владимир Путин подчеркнул, что Россия обладает самым крупным ледокольным флотом в мире и должна укреплять свои позиции в этом направлении.

«Необходимо строить ледоколы нового поколения», – заявил президент, и Санкт-Петербург успешно выполняет поставленную главой государства задачу.

С полной загрузкой

Судостроительные предприятия города функционируют на максимальной мощности. Так, на Адмиралтейских верфях 7 февраля были заложены седьмой и восьмой рыболовные траулеры проекта СТ-192: «Капитан Ипатов» и «Александр Бузаков».

Супертраулеры этого проекта — крупнейшие и технологически продвинутые рыбопромысловые фабрики на воде, оснащенные новейшими системами поиска и переработки рыбы.

Первые четыре траулера данного проекта, построенные Адмиралтейскими верфями, уже успешно ведут рыболовство в дальневосточном бассейне и занимают лидирующие позиции по вылову и переработке рыбной продукции.

В конце декабря прошлого года на тех же верфях был спущен на воду патрульный корабль «Николай Зубов» — уникальный по своим характеристикам патрульный корабль ледового класса, способный выполнять задачи в условиях Севера. Основная цель корабля — охрана зон морской экономической деятельности и судоходства Российской Федерации в Арктической морской зоне.

Кроме того, на «Северной верфи» 14 августа 2025 года будет осуществлён спуск на воду фрегата «Адмирал Амелько». Это головной модернизированный фрегат проекта 22350 с значительным водоизмещением и увеличенным количеством ударного вооружения на борту. Участие в его закладке принимал Президент России. Модернизированные фрегаты способны действовать против авианосных групп противника и других надводных целей. Они могут обеспечивать противовоздушную оборону других судов, поддержку десанта, наносить удары по различным наземным и морским целям, осуществлять противолодочную оборону.

«Строительство фрегата «Адмирал Амелько» — это практическая реализация решений президента России по стратегическому развитию ВМФ и отечественного кораблестроения. Это яркий пример роста военно-морской мощи России и способности отечественного судостроения создавать современную высокотехнологичную морскую технику», — заявил на торжественной церемонии помощник президента Николай Патрушев.

По его словам, фрегаты проекта 22350 по праву считаются одними из лучших в мире кораблей данного класса, способных действовать в дальней морской зоне и решать широкий спектр военных и военно-политических задач.

После спуска корабля на воду начинается процесс заводских и швартовых испытаний. А после завершения государственных испытаний и госприёмки на корабле будет поднят Андреевский флаг, и он войдёт в состав ВМФ. Ожидается, что «Адмирал Амелько» вступит в состав Тихоокеанского флота в 2027 году.

Ещё один спуск на воду состоялся на Средне-Невском судостроительном заводе 24 апреля 2025 года. Это десятый корабль противоминной обороны «Полярный» в проекте 12700 «Александрит». Он выполнен по технологии, не имеющей аналогов: у него самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированного методом вакуумной инфузии. Масса такого корпуса значительно меньше по сравнению с металлическим, при этом существенно увеличивается его прочность. Корпус не подвергается коррозии. Срок его службы при соблюдении норм эксплуатации не ограничен.

«Каждый новый корабль – это доказательство того, что судостроение Петербурга движется вперёд, укрепляя статус нашего города как морской столицы России. Совсем недавно Президент здесь, в Петербурге, обозначил стратегические задачи развития Военно-морского флота до 2050 года. Это огромное доверие главы государства. Наши корабелы, инженеры и учёные готовы выполнить поставленные задачи. Сегодняшний спуск корабля подтверждает, что заводчане всегда были на передовой, используя новейшие технологии», — заявил на торжественной церемонии спуска корабля Александр Беглов.

Как ранее отметил Александр Беглов, портфель заказов петербургских судостроительных предприятий сформирован на ближайшие годы.

По его словам, особенностью петербургского судостроения является фокус на отечественных технологиях.

В постоянном развитии

Подтверждением статуса Санкт-Петербурга как судостроительной столицы России стало анонсирование одного из самых масштабных инвестиционных проектов в отрасли — модернизация завода «Северная верфь».

На полях ПМЭФ 2025 было подписано соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и акционерным обществом «Объединенная судостроительная компания» для реализации инвестиционного проекта «Модернизация ПАО СЗ «Северная верфь».

Благодаря модернизации завод увеличит свою производительность в 16 раз, что позволит ему строить до 11 средне- и крупнотоннажных судов в год, среди которых танкеры типа Aframax, газовозы, контейнеровозы, балкеры, лесовозы, универсальные сухогрузы, спасательные, научно-исследовательские суда, рыболовный и вспомогательный флот. При этом работы будут проводиться без остановки производства.

Модернизация — это не просто замена станков, а переход на принципиально новый уровень производства.

Внедрение крупноблочного строительства (блоки до 900 тонн), автоматизированных линий резки и сварки, а также крытых эллингов и дока позволит сократить цикл строительства судов на 30%. Особое внимание уделено корпусообрабатывающему цеху: новые прессы и станки увеличат объём металлообработки до 90 тыс. тонн в год.

Проект с расчетной стоимостью 300 млрд рублей должен быть завершён к 2030 году. По мнению экспертов, эта инициатива имеет важное значение не только для петербургского судостроительного кластера, но и для всей отрасли. Дело в том, что исторически петербургские верфи были ориентированы на военное кораблестроение. А любая модернизация, особенно расширяющая возможности судостроительного предприятия по выпуску гражданской продукции, — это увеличение экономической эффективности верфи.

Источник: www.gazeta.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях